«Он должен быть вонючим, но не слишком»
Как еда солдат и матросов стала кормом для животных и начала угрожать экологии планеты
Рынок сухих кормов для домашних животных оценивается в миллиарды долларов. Он относительно молод, как и сама концепция особого питания для животных. Тем не менее он успел озадачить химиков и обеспокоить экологов.
Как «железные пластинки» стали дорогой едой собак
Сухой корм был, как это ни парадоксально, придуман не для животных. Его первыми потребителями были солдаты и матросы. «Твердое печенье», как он более или менее официально назывался, было, пожалуй, самым отвратительным и опасным в армейском и флотском рационе. Делался корм из пшеницы и воды. Достигал твердости такой, что потребитель легко мог лишиться зуба. Моряки королевского (да и торгового) флота называли его, как напоминает нам BBC, «железными пластинками». Это еще ласковое название. Другим было «Замки червяков» — в мешках с печеньем любили откладывать личинки всякие неприятные насекомые.
Насекомые не были единственными любителями «железных пластинок». Их, как выяснилось, обожали собаки и кошки. Некто Джеймс Спрэтт, американец, приехавший по делам в Англию, стал свидетелем того, с каким восторгом собаки пожирают содержимое мешка с армейским сухпайком где-то на задворках ливерпульского порта.
Случайное знакомство господина Спрэтта с портовыми собаками обогатило его. В 1860 году он представил первый в мире сухой корм для домашних питомцев. И, надо сказать, это был необычайно смелый эксперимент. Многие века домашние питомцы по всему миру питались тем, что давали им хозяева, или добывали пищу самостоятельно. Никому и в голову не приходило кормить кошек, собак или иных питомцев чем-то особенным. Джеймс Спрэтт положил этому конец.
Изобретение господина Спрэтта, как это иногда случается с необыкновенно успешными бизнес-проектами, совпало со своего рода культурной революцией. Люди в Европе и Америке перестали смотреть на домашних животных как просто на собак, кошек, кроликов или мышей. Они увидели в них питомцев, почти членов семьи, о которых надо заботиться. Одна из форм этой заботы — рацион.
«Мясные волокнистые кексы для собак» от Джеймса Спрэтта мгновенно стали бестселлером. И это притом что их цена и сохранявшееся у большинства консервативное отношение к вопросу кормления собак делали этот продукт скорее предметом роскоши, чем товаром первой необходимости.
В их состав входили свекла, другие овощи и зерновые и, разумеется, мясо. На упаковке говорилось, что мясо это — высшего сорта, на самом деле, скорее всего, это было не так. Тем не менее покупателям нравилось и упоминание на упаковке о первосортном мясе, и заверение производителя о том, что кексы содержат в себе все, что необходимо собакам для полноценного питания. Свой корм Джеймс Спрэтт продавал под торговой маркой «Собачья радость» задолго до того, как так стали называть ливерную колбасу. Позже у Джеймса Спрэтта появилась и отдельная линия сухого корма для кошек.
Химические изыски
Две линейки продуктов Джеймса Спрэтта, конечно, смехотворны в наши дни. Сейчас сухой корм, конечно, превратился в товар первой необходимости. Существуют его разновидности буквально для всех домашних животных. И состав его примерно одинаков. В основе — углеводы, а еще всяческие протеины, жиры, сахара, консерванты, витамины, минералы, волокна и так далее. В наиболее продвинутых и дорогих кормах будут содержаться разнообразные добавки, помогающие пищеварению или ведущие борьбу с паразитами. И, разумеется, во всех будут содержаться красители и то, что называется палатантами,— вещества, заставляющие животных с упоением грызть твердые подушечки корма. И, надо сказать, что именно с палатантами у производителей были самые серьезные проблемы.
В отличие от людей, которые едят, скорее, глазами и языком, животные едят почти исключительно носом. И в этом не было бы ничего страшного, если бы представления человека и животных (по крайней мере, тех, что едят мясо) о «вкусных» ароматах не были противоположны. От того, что делает продукт совершенно неотразимым для животного, нормального человека может просто стошнить.
«Животные едят фекалии. Им нравятся сильные животные запахи, поэтому производителям кормов для домашних животных на самом деле очень сложно, ведь они должны сделать запах достаточно омерзительным, чтобы животное стало есть, но одновременно не настолько ужасным, чтобы хозяин отказался такой корм покупать»,— говорит в интервью BBC эксперт-нутриционист Нью-Йоркского университета Мэрион Нестле.
И здесь в дело вступают химики. «У крупных производителей есть огромные отделы, которые занимаются палатантами. Точно так же, как это делается для людей, это делается и для животных»,— сообщает BBC Даррен Логан, глава исследовательского отделения Waltham Petcare Science Institute, входящего в подразделение компании Mars по производству кормов для домашних животных — Mars Petcare. Они изучают и изобретают палатанты, а затем добавляют в корм для собак и кошек различные вещества, такие, как кадаверин, которые, собственно, и ответственны за отвратительный запах гниющей плоти. С травоядными домашними животными все, разумеется, проще. Достаточно добавить в корм ароматизаторы мяты или орегано, чтобы сделать его соблазнительным для, скажем, морских свинок или тех же кроликов.
Как сухой корм стал опасным для планеты
Насколько успешна работа таких отделов знают практически все владельцы домашних животных. Некоторое время назад в интернете была популярна история о кошке, у которой случались панические атаки, когда заканчивался корм. Кто-то рассказывал о собаке, которую видели в Хьюстоне после урагана Харви с пакетом корма в зубах. Палатанты заставляют домашних животных потреблять корм. И, как говорят производители, это совершенно необходимо. «Если они не будут есть все, что мы им даем, они не получат все необходимое для них»,— говорит Даррен Логан.
Тем не менее есть и серьезные проблемы.
Еще в 2009 году ученые Бренда и Роберт Вэйлы говорили, что в настоящее время содержание собаки оказывает на окружающую среду примерно такое же влияние, как содержание двух внедорожников.
Вполне возможно, это преувеличение. Тем не менее даже самые собаколюбивые ученые говорят, что экологический след, оставляемый хищным домашним питомцем, особенно собакой, весьма значителен. Собачьи фекалии, оставленные на земле, ведут к загрязнению окружающей среды. Но и будучи собраны (а собирают их чаще всего в бионеразлагаемые пластиковые пакеты), они делают наши свалки больше. Свой след оставляют и фермы, с которых поставляют мясо для корма для кошек и собак. Наконец, всякий продукт, покупаемый для домашнего животного, упакован, причем упаковка чаще всего не разлагается. И это мы еще не начали говорить о пестицидах и химикатах, которые часто входят в состав спреев и шампуней для собак и кошек, и постоянно растущем количестве выпускаемых кормов для домашних животных, поскольку животные эти, в том числе благодаря палатантам (вспомните паникующую кошку или запасливую собаку) потребляют все больше и больше корма. По данным Ассоциации производителей кормов для домашних животных, ожирением страдают 51% собак, 44% кошек и 29% мелких млекопитающих в развитых странах мира.
Однако, говорят эксперты, эта проблема разрешима и частично ее помогут разрешить все те же палатанты, которые сейчас несут свою долю ответственности за возникновение этой проблемы. Ведь, напомним, корм для животных — это практически безвкусная основа и куча палатантов. Если основу делать из щадящих, но не влияющих на питательные качества ингредиентов, таких, как соя или, не к столу будет сказано, насекомые, то экологический след кормов и, значит, самих питомцев станет менее угрожающим. Главное, чтобы у производителей кормов появилось желание это сделать. Кстати, компания Mars PetCare уже выпускает корма, в которых вместо мяса используются насекомые. По похожему пути идет и компания Nestle.