Прививка от зомби
Диана Галиева о правилах игры в поиски господдержки
Одним из уроков пандемии, который мог бы извлечь бизнес из коммуникации с правительством при обсуждении поддержки,— это необходимость хладнокровия при оценке деловых настроений. Весной 2020 года избыточный пессимизм не только не привел к желаемому заливанию деньгами, но, напротив, ограничил господдержку жесткими требованиями к пострадавшим, так что их потом пришлось смягчать. Однако к лету 2021 года иммунитета от паники бизнес так и не приобрел.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов по итогам пандемии подготовил доклад президенту о состоянии малого и среднего бизнеса. Из него следует, что состояние малого бизнеса ухудшается, а кризисный 2020 год малые компании прошли даже лучше, чем первый квартал 2021 года. Выводы основаны на данных Сбербанка о поступлениях на расчетные счета МСП, численности получающих зарплату физлиц и динамике фонда оплаты труда (ФОТ) — рассчитанный по ним индекс роста МСП за 2020 год составил 4 пункта год к году (стагнация), но к январю—марту 2020 года в первом квартале 2021 года индекс упал до минус 30 пунктов.
В аппарате бизнес-омбудсмена признают, что в 2020 году показатели были противоречивы: из-за расширения льготного кредитования подскакивали поступления на счета компаний, со сворачиванием зарплатных программ кредитования сокращались объемы ФОТ, резко росли предновогодние показатели выручки. На катастрофическое состояние выживших МСП в январе—марте 2021 года ничего не указывает, но интонационно доклад описывает его как «даже хуже, чем в разгар пандемии».
Отчасти, вероятно, это результат расслоения компаний на жизнеспособные и «зомби», не способные существовать без господдержки и ухудшающие общий деловой климат в секторе. О необходимости готовиться к такому расслоению и переходить от массированной помощи всем к точечной поддержке перспективных компаний мы писали еще осенью (см. “Ъ” от 12 октября 2020 года).
Пакет Бориса Титова по поддержке бизнеса в основном состоит из мер, как раз ориентированных на выживших,— это и привычный налоговый пакет (упрощенная система налогообложения, смягчение условий общей системы налогообложения, льготы по имущественным налогам), и снижение кредитных ставок, и стимулирование малых несырьевых производств за счет создания промышленных парков с льготными условиями, и обсуждавшаяся еще до пандемии идея перераспределения налогов от бизнеса в муниципальные бюджеты, ориентированная на более плотную привязку бизнес-инициатив к развитию конкретных территорий. Наверное, часть этих идей вполне обсуждаема, особенно если не констатировать одновременно, что малый бизнес умирает: паника по-прежнему способна заглушить разумные просьбы о помощи, лишив сектор посткоронавирусной поддержки.