Жить тяжело, а тяжело жить — еще хуже
Американским конгрессменам рассказали об «авторитаризме и клептократии»
В Палате представителей Конгресса США прошли слушания, посвященные «авторитаризму и клептократии в России». Американских законодателей интересовало, как президенту РФ Владимиру Путину удается столь долго удерживать власть, а также как им и администрации Джо Байдена вести себя по отношению к Кремлю. Приглашенные «свидетели» обрисовали крайне мрачную картину происходящего в России и призвали продолжать наращивать санкции в отношении ее руководства, «забить кол» в проект «Северный поток-2» и отказаться от «грязных русских денег».
Состоявшиеся в комитете по международным делам Палаты представителей двухчасовые слушания отражают мнение значительной части политической элиты в США о России и ее руководстве. О том, насколько оно негативное, говорит уже даже тема мероприятия: «Авторитаризм и клептократия в России». Организовали слушания, прошедшие в четверг вечером по московскому времени, два конгрессмена, ранее внесшие на рассмотрение коллег один из законопроектов, предусматривающих ужесточение санкций в отношении России,— демократ Билл Китинг и республиканец Брайан Фицпатрик.
«Более 20 лет Владимир Путин управляет Россией, держа страну в железном кулаке,— положил начало дискуссии Билл Китинг.— Он взял под контроль российскую экономику, подчинил себе политические и силовые структуры, предпринял несколько наглых попыток распространить зловредное влияние России далеко за пределы ее ближнего зарубежья — на Западную Европу, Африку и даже на США».
Конгрессмен обвинил власти РФ в преследовании и попытках физического устранения оппозиционеров, объявив, что в российских тюрьмах сейчас больше политзаключенных, чем во времена Советского Союза (источник этих данных он не назвал, но ранее об этом говорили в правозащитном центре «Мемориал», внесенном Минюстом РФ в реестр иностранных агентов). «Олигархи во главе с самим Путиным украли миллиарды, если не триллионы долларов у рядовых российских работяг,— категорично объявил американский политик. — Российский авторитаризм и клептократия не знают пределов. Мы собрались, чтобы понять, как Путину удается удерживать власть и что с этим делать администрации Байдена».
На вторую часть вопроса тут же ответил Брайан Фицпатрик: «Надо сделать так, чтобы грязные российские деньги перестали внедряться в нашу финансовую систему и влиять на нашу политику. Для этого надо, в частности, остановить "Северный поток -2"». По словам конгрессмена, этот энергетический проект не только усилит зависимость Европы от российского газа, но и сделает Европу частью «выстраиваемой Кремлем коррупционной схемы». «Конгресс США с самого начала выступал против этого проекта, мы уже наложили на него санкции, теперь его надо остановить раз и навсегда,— обратился к коллегам парламентарий.— Внешняя политика США должна быть направлена на обезвреживание этого геополитического оружия России!»
Далее слово дали «свидетелям».
Первой выступила живущая в США журналист и публицист Маша Гессен. Высказав предположение, что Владимир Путин останется у власти «навечно», она заявила, что его власть основана на трех столпах: «страхе, контроле над информационным пространством и кажущейся легитимности». Из выступления следовало, что в России все плохо — «страшно не только заниматься политикой, но и вообще просто жить». «Россия — умирающая страна, там люди умирают от насилия, от отчаяния. Жить в России — ужасно и страшно»,— заявила госпожа Гессен.
Затем слово взял профессор международных отношений вашингтонского отделения Техасского университета A&M, завкафедрой российской военной и политической стратегии Университета морской пехоты США Юваль Вебер. Он выдвинул версию, что авторитаризм и клептократия в России не результат неудачной или неэффективной политики, а целенаправленно поддерживаемые «инструменты» управления страной. Эксперт показал конгрессменам фотографию с последней инаугурации Владимира Путина и пояснил: «Хорошо в России живут только те, кто попал в этот зал (Андреевский.— “Ъ”)».
Юваль Вебер предположил, что российский президент «может вечно оставаться у власти, если его сторонники будут убеждены, что жизнь без него будет хуже, чем жизнь с ним». Говоря о том, какой должна быть политика Джо Байдена в отношении России, выступавший, в частности, предложил усилить поддержку российских независимых СМИ и неправительственных организаций.
Третьим «свидетелем» стал болгарин Христо Гроздев из расследовательского проекта Bellingcat. Он рассказал о совершенных в разных странах преступлениях, к которым, по данным его организации, причастны российские спецслужбы,— от взрыва на складе боеприпасов в Чехии до отравления оппозиционера Алексея Навального. По мнению Христо Гроздева, заставить руководство России «платить цену» за это можно было бы, введя широкие визовые и финансовые санкции в отношении не только людей из ближнего круга российского президента, но и членов их семей.
Последним выступил британский журналист и политолог Эдвард Лукас. По его словам, до сих пор не все демократические страны осознали масштабы «российской угрозы». «Во многих странах существует соблазн попытаться приспособиться к грязным деньгам и интригам Кремля в надежде, что экономическое сотрудничество в конечном итоге изменит ситуацию к лучшему. Именно такое эгоистичное соглашательство лежит в основе отношения Германии к России»,— предположил он.
Эдвард Лукас призвал тех, кто говорит о «китайской угрозе», не забывать, что «для Европы именно Россия — главный источник дестабилизации».
«Россия нарушает границы и подрывает демократические общества, финансирует экстремистские партии, распространяет дезинформацию, сеет разногласия и торгует влиянием,— объявил он.— Российские трубопроводы не просто экспортируют природный газ. Они экспортируют коррупцию!»
По словам Эдварда Лукаса, власти США должны «вбить кол» в проект «Северный поток-2» и таким образом «защитить Европу». Он горячо поддержал законопроект инициаторов слушаний и призвал Запад принять меры, чтобы «добытые нелегальным путем» деньги из России не могли оседать в иностранных банках, а состоятельные россияне не могли анонимно приобретать в Европе и США компании, недвижимость, земли.
На слушания не позвали ни одного «свидетеля», который мог бы оценить события в России под каким-то иным углом. Впрочем, встреча не для этого и организовывалась.