Продукты развезут партнеры
Ozon Express и «Яндекс.Лавка» запускают франшизы
В борьбе за растущий рынок доставки продуктов его участники готовы привлечь для развития локальных партнеров. Так, Ozon Express разрабатывает программу для франчайзи, а «Яндекс.Лавка» уже тестирует формат, планируя запуск проекта в нескольких городах до конца года. Партнерские точки будет непросто контролировать, что может негативно отразиться на качестве сервиса, предупреждают конкуренты.
Ozon начала поиск руководителя направления развития франчайзинга в Ozon Express. Вакансия, как обратил внимание “Ъ”, была опубликована на портале HeadHunter. Новому сотруднику предстоит заняться разработкой и реализацией стратегии развития, созданием и организацией франшизы складов Ozon Express и разработкой пакета для партнеров.
Знакомый с проектом источник “Ъ” говорит, что компания планирует развитие dark store по франшизе как отдельное направление.
«Формируется новый отдел франчайзинга на Ozon Express, после чего будут формулироваться условия сотрудничества»,— рассказывает собеседник “Ъ”. В Ozon от комментариев отказались, удалив после обращения “Ъ” с рекрутингового сайта объявление о вакансии.
Пока Ozon Express работает в Москве и Подмосковье, где действует восемь dark store. Ассортимент включает около 20 тыс. позиций, в основном продуктов питания и товаров повседневного спроса. Заявленное время доставки — от одного до четырех часов. Весной стало известно о планируемом выходе Ozon Express на рынок Петербурга. Также сервис может запустить доставку из ресторанов (см. “Ъ” от 20 мая).
Ozon не единственный крупный игрок на рынке, рассчитывающий на экспансию с помощью партнеров.
Близкий к «Яндекс.Лавке» источник “Ъ” рассказал, что компания уже использует модель франшизы и рассчитывает открыться за счет локальных партнеров в ряде городов России до конца этого года.
«Яндекс.Лавка» предоставляет технологии, софт, поддержку, маркетинг и доставку до потребителя, а партнеры отвечают за операционные процессы — работу склада, персонал, ассортиментную матрицу, ценообразование, рассказывает он.
В «Яндекс.Лавке» от комментариев отказались. Эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская считает, что «Яндекс.Лавка» будет искать партнеров на целые регионы, а почти все крупные города оставит за собой.
По оценке Infoline, открытие одного dark store на 20 тыс. позиций площадью 1,5–2 тыс. кв. м потребует инвестиций от 20 млн руб. Но источник “Ъ” из служб доставки считает, что предлагать франшизу гораздо целесообразнее на небольшие, до 150 кв. м, помещения: локальные партнеры вряд ли смогут себе позволить инвестировать в объекты большего размера. «В то же время в регионах много сильных локальных ритейлеров, которые как раз хорошо умеют работать с сетью небольших точек»,— добавляет он.
По словам госпожи Рождественской, сегмент доставки продуктов и товаров востребованный, работающих в нем сетей федерального охвата в России по-прежнему нет, а франшиза позволит быстрее развиваться на рынке.
Основатель службы доставки «Самокат» (входит в СП Mail.ru Group и Сбербанка) Вячеслав Бочаров говорит, что его сервис пока не планирует открывать партнерские dark store из-за рисков при работе с партнерами. По его словам, подбор, обучение и передача технологий, обеспечивающих работу компании, требуют большого контроля и компетенций.
С другой стороны, модель работы по франчайзингу позволит компаниям выйти в ряд крупных регионов, таких как Красноярский край и Кемеровская область, где сложно работать без собственных складов и логистики, считает консультант JosDeVries The Retail Ирина Болотова. По ее мнению, в числе потенциальных партнеров могут быть как крупные местные торговые сети, так и логистические компании.
У сервиса доставки iGooods уже управляются по франшизе 130 из 160 подключенных торговых точек в 23 городах. В компании говорят, что местные предприниматели лучше разбираются в региональной специфике, могут предложить более личный подход, а все возникающие вопросы решаются с головным офисом.