С места в барьер
Минтранс разработал новые правила взимания платы за проезд по платным дорогам
Минтранс разработал проект правил взимания платы за проезд по платным дорогам. Постановление правительства, которое вступит в силу ориентировочно 1 сентября, устраняет нормативные пробелы, мешающие развитию системы безбарьерного проезда free flow в России. Так, впервые дано определение бесконтактному транспондеру, системам пред- и постоплаты, описаны обязанности операторов платных дорог. Free flow уже применяется на ЦКАД, но нарушителей не штрафуют, хотя соответствующие поправки к КоАП действуют с января. Это привело к тому, что 30% пользователей ЦКАД проезд не оплачивают, хотя в «Автодоре» уверяют, что доля эта постоянно уменьшается.
Проект постановления правительства с «правилами взимания платы за проезд по платным автодорогам общего пользования федерального значения», разработанный Минтрансом и госкомпанией «Автодор», прошел общественное обсуждение и находится в Аналитическом центре при правительстве РФ в рамках «регуляторной гильотины». Документ, с которым ознакомился “Ъ”, впервые вводит понятие «электронное средство регистрации проезда» (речь идет о бесконтактных транспондерах), расшифровывает термины «предоплатного» и «постоплатного» расчета за проезд, устанавливает зависимость тарифов от времени суток, дней недели и месяца, категории транспортного средства и способа оплаты. Правила подробно описывают работу системы «свободный поток» (free flow), которая, напомним, позволяет проезжать участок без остановок перед шлагбаумом, при этом деньги списываются с транспондера.
Единственная трасса в РФ, где сейчас применяется free flow — Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Подмосковье. Несмотря на то что система уже работает, закон «Об автомобильных дорогах» (в последней редакции от октября 2020 года) обязывает правительство принять «правила» с описанием работы «свободного потока».
Документ закрепляет норму, согласно которой при проезде ЦКАД и аналогичных дорог с постоплатной системой у водителя есть право заплатить за проезд в течение пяти суток. При нарушении срока к пользователю применяются «меры административной ответственности», предусмотренные КоАП.
Речь идет о введенной с 10 января 2021 года статье 12.21.4 КоАП, согласно которой для владельца легковой машины штраф за проезд без оплаты составляет 1,5 тыс. руб., для хозяев грузовиков и автобусов — 5 тыс. руб. Этот штраф, напомним, пока не применяется: постановления за неоплату должен выносить Ространснадзор, а у агентства нет на это полномочий (в марте 2021 года “Ъ” рассказывал про эту ситуацию). Минтранс подготовил корректирующее постановление правительства, но оно до сих пор не принято, хотя на regulation.gov.ru документ был опубликован 2,5 месяца назад.
Пока «Автодор» аккумулирует данные о не оплативших проезд владельцах машин. «На ЦКАД зафиксировано более 12 млн проездов с момента запуска в эксплуатацию,— рассказали “Ъ” в "Автодоре".— Количество "должников" находится в рамках запланированных значений и снижается, в том числе благодаря проводимым мерам по информированию пользователей о наличии задолженности». Госкомпания, в частности, запустила систему рассылки автоматических голосовых сообщений о задолженностях — их получили около 55 тыс. водителей. Председатель правления госкомпании Вячеслав Петушенко в эфире радио «Автодор» 19 мая заявил, что оплачивают проезд 70% проезжающих (в конце 2020 года этот показатель составлял 50%). Он добавил, что когда уровень оплаты проезда достигнет 90%, можно перевести на free flow все платные дороги.
В Северо-Западной концессионной компании (оператор платного участка трассы М-11 15–58 км) проект новых правил поддержали. «За 11 лет существования платных дорог технологии существенно продвинулись вперед, соответственно, и в законодательство требуется вносить корректировки»,— говорят в компании. Другие операторы платных участков документ не комментируют.
Член президиума общественной организации «Координационный совет по организации дорожного движения» Евгений Литвин обратил внимание на то, что в документе не описывается механизм возврата средств в случае оказания некачественной услуги.
Постановление правительства 2010 года, отмечает он, обязывает оператора обеспечивать «беспрепятственный проезд» по платной дороге. «К сожалению, это правило не всегда выполняется — на платных дорогах нередко образуются заторы,— говорит господин Литвин.— Если потребитель попал в пробку, зафиксировал этот факт (к примеру, на видео), должна существовать автоматическая процедура возврата денег за проезд». Отдельный механизм, предполагает он, должен быть для грузовиков: «Для них и тарифы выше, и ущерб от стояния в пробке больше — грозят еще и штрафы со стороны заказчика перевозок».