Россия поделится небом
На что пойдет Москва ради поддержки «Белавиа»
Россия поможет Белоруссии новыми направлениями. Национальный перевозчик «Белавиа» расширит географию полетов. Официальный Минск рассчитывает, что пострадавшую от фактической блокады компанию пустят в Сочи и на Алтай. Правда, в самой белорусской авиакомпании пока толком не восстановили сообщение хотя бы с Москвой и Санкт-Петербургом. Как далеко готова зайти Россия ради помощи «Белавиа»? И откроют ли для нее внутренние направления? Об этом — Иван Корякин.
О том, как именно Россия собирается помогать «Белавиа» по итогам встречи двух президентов публично не сообщалось. Разве что Telegram-канал «Пул Первого», близкий к белорусскому президенту Александру Лукашенко, сообщил о достигнутой договоренности об открытии новых рейсов «Белавиа» в российские города.
Более содержательным оказалось заявление белорусского вице-премьера Николая Снопкова. В эфире телеканала «Беларусь 1» он выразил уверенность, что с направлениями помогут партнеры по СНГ. В особенности — Россия.
Снопков пояснил: «Сочи, Краснодар, Минеральные Воды — актуальные направления. Байкал, в конце концов, Алтай — есть масса прекрасных уголков России, которые нужно развивать белорусам с точки зрения туристического направления».
Вот только до Байкала самолетам «Белавиа» лететь в два с половиной раза дольше, чем до того же Лондона. Так что замена, учитывая платежеспособность белорусских пассажиров, не самая равноценная. Да и в тот же Лондон, как и другие европейские города, через Минск путешествовали вовсе не белорусы. Стоит ли говорить о его значении как транзитного хаба?
«Белавиа» хорошо бы усилить присутствие на коротких дистанциях. Вице-премьер Снопков сам признал, что полетов между странами совершается в десять раз меньше, чем до пандемии. На это же указал глава перевозчика Игорь Чергинец в эфире «Соловьев LIVE»: «До пандемии мы выполняли рейсы в Петербург пять раз в день, а сейчас — один раз в неделю. Мы летаем и в Москву. Плюс аэропорт Жуковский. Выходит шесть раз в неделю. Раньше только у «Белавиа» было 11 рейсов в день».
Совсем недавно, в конце апреля, гендиректор белорусского авиаперевозчика называл принципы допуска на российский рынок во время пандемии «абсолютно непонятными». «Почему можно выполнять рейсы в Ростов, и нельзя — в Сочи», говорил он в интервью РБК. Сетовал менеджер и на то, что межправительственное соглашение «де-факто не действует».
Так что если условия для «Белавиа» станут предметом торга между Москвой и Минском, стороны смогут начать хотя бы с возвращения к нулевой отметке. Но этого будет мало, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Понятно, что часть потерь авиакомпания сможет восстановить за счет увеличения трафика на линии Москва-Минск, но все-таки на ближайшее время для перевозчика — это не равноценная замена. Но для "Белавиа" сейчас важно создать заново какие-то направления и платформу для будущего развития».
Потому и звучит все чаще предположение, что «Белавиа» еще и пустят на внутрироссийские направления, ведь ей же надо как-то помогать. Авиакомпания, кстати, не из дешевых — наверняка и субсидировать начнут. Но даже если так, составят ли 30 самолетов белорусского национального перевозчика конкуренцию местным компаниям? Едва ли. У российских, напротив, появился лишний шанс заработать, говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко: «Не стоит опасаться, что "Белавиа" составит конкуренцию российским компаниям, потому что фактически у нее остался только один рынок —полеты между Россией и, собственно, Белоруссией. Потенциал там есть, но он не то, чтобы феерический.
Поэтому у российских авиакомпаний сейчас, напротив, есть потрясающая возможность поднять белорусский пассажиропоток.
Белорусы в любом случае будут куда-то летать. Но если вам нужно добраться из Минска, например, в Берлин, то есть два пути: либо через Стамбул на турецких самолетах, либо через Москву тем же “Аэрофлотом”».
Летать в Крым «Белавиа» точно не собирается, в самой компании напомнили, что для этого необходимо политическое решение Минска, который так и не признал его российским. Другое дело, если бы «Белавиа», пустили на внутрироссийские направления, а отечественные компании получили бы в обмен Минск в качестве точки вылета в Европу.