Пасечникам не сладко
Алтайская общественная палата нашла нестыковки в законе о пчеловодстве
Общественная палата Алтайского края разработала поправки в федеральный закон о пчеловодстве, который должен вступить в силу летом этого года. Авторы заявили, что закон недоработан, так как приравнивает понятие «пчеловодческое хозяйство» к юрлицу. При этом деятельность пчеловодов-любителей, которых в этой отрасли более 94%, остается неурегулированной. Кроме того, они, согласно новому закону, не могут создавать профессиональные союзы и состоять в них. Если поправки не будут приняты, то из региональных объединений пчеловодов придется исключить всех физлиц, а по сути — закрыть эти союзы, считают алтайские общественники. Эксперты считают, что законопроект с учетом поправок поможет решить проблему нелегальных пчелохозяйств.
Алтайское заксобрание внесет в Госдуму поправки к федеральному закону о пчеловодстве. Автор поправок — общественная палата Алтайского края, которая ранее через аграрный комитет регионального парламента внесла проект документа в Совет законодателей РФ. Инициаторы считают закон недоработанным и отмечают, что сейчас в документе под понятие «пчеловодческое хозяйство» попадают юрлица, крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) и индивидуальные предприниматели. При этом деятельность пчеловодов-любителей остается нерегулируемой, сообщают инициаторы поправок в пояснительной записке к законопроекту.
В России, по их данным, пчеловодство сосредоточено в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПК), на их долю приходится 92,7% пчелосемей.
Общественная палата края предлагает вовсе исключить из закона понятие «пчеловодческое хозяйство». «94% пчеловодческих хозяйств России — ЛПХ (личное подсобное хозяйство), то есть физлица, 6% — КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) и юрлица. Получается, что закон не учитывает, например, пчеловодов из числа самозанятых»,— сказал “Ъ-Сибирь” один из авторов поправок, председатель комиссии по вопросам экономики и предпринимательства Общественной палаты Алтайского края Сергей Тастан.
Кроме того, по действующей редакции закона, только пчеловодческие хозяйства могут создавать отраслевые союзы и ассоциации, которые вправе участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов, госпрограмм и пр. «Мы предлагаем, чтобы физлица, как и юрлица, могли организовывать и вступать в общественные организации. Сейчас, согласно тексту закона, они таким правом не обладают. Если поправки не примут, то из всех организаций нам нужно будет исключить физлиц-пчеловодов, там тогда просто никого не останется. Это ущемление прав человека, нарушение Конституции»,— считает Сергей Тастан.
Законопроект о пчеловодстве в Госдуму внесли летом прошлого года. Поводом для разработки закона стала массовая гибель пчел в ряде регионов в 2019 году. По данным Минсельхоза РФ, тогда на территории Сибири погибли 5,1 тыс. пчелосемей (1,3% от общего количества в округе). Закон будет регулировать механизмы господдержки отрасли, борьбу с фальсификатом, введет защитные механизмы для предотвращения отравления пчел химикатам и пр. В декабре 2020 года нижняя палата Федерального собрания приняла законопроект, позже его одобрил Совфед. Закон вступает в силу 29 июня 2021 года.
По мнению господина Тастана, вступление закона в силу позволит развить пчеловодство в России как отрасль: «Можно будет сделать дорожную карту развития, появится официально целая отрасль. Также в дальнейшем это позволит уменьшить количество незарегистрированных пчелохозяйств, для России это сейчас большая проблема». По словам президента Российской ассоциации пчеловодов Дениса Стрижака, сейчас в России медовый фальсификат занимает до 50% рынка. «Отследить и подсчитать точное количество нелегальных пчеловодов просто невозможно. И никаких механизмов для решения этих проблем нет, утвержденный закон позволит эти механизмы разработать»,— полагает он.
Руководитель ООО «Алтайская пчела» Андрей Жабин считает, что поправки «просто необходимы пчеловодам-любителям»: «Важно состоять в различных профессиональных сообществах, так как они позволяют пчеловодам участвовать в профильных мероприятиях, форумах, на которых можно обмениваться опытом, повышать свой профессиональный уровень». Глава одного из пчеловодческих КФХ на Алтае Алексей Найденко отмечает, что без поправок физлица останутся вне закона. «Получается, что частники вообще никакого отношения не будут иметь к закону, я "вышел" из этих же людей и прекрасно их понимаю. Это грозит социальным взрывом среди пчеловодов. Люди работают на селе, кормят свою семью, зарабатывают тяжелым физическим трудом, а сейчас они потеряют один из источников дохода для своей семьи, а может, и единственный доход, ведь кто-то вообще живет сезонным заработком»,— считает он.