Благосостояние петербуржцев подвержено обесцениванию
Доходы домохозяйств города выросли, как и доля затрат на основные продукты
Денежный доход домохозяйств в Петербурге за прошлый год вырос на 3,6%, это существенная динамика по сравнению с 1% годом ранее. Согласно данным Петростата, ежемесячный доход петербуржца в 2020 году вырос на 1,4 тыс. рублей, до 39,9 тыс. рублей. В то же время жители города стали меньше тратить — расходы сократились более чем на 2%, при этом увеличилась доля затрат на продукты питания, алкоголь и непродовольственные товары. Это последствия инфляции и влияние пандемии, признают эксперты, рассчитывая на рост благосостояния населения, но прогнозируя экономное и бережное потребление в будущем.
Данные ежегодного обследования бюджетов домашних хозяйств Петербурга представил вчера Петростат. Это выборочный обзор доходов и расходов 930 домохозяйств, который содержит информацию об уровне жизни, тратах семей на питание, покупку непродовольственных товаров и на оплату услуг.
Денежный доход участвующих в исследовании домохозяйств на сто лиц составил 47,9 млн рублей в год, или 39,9 тыс. рублей на человека в месяц. В 2019 году ежемесячный доход составлял 38,5 тыс. рублей. Расходы составили в среднем 40,2 млн рублей, или 33,5 тыс. рублей на человека в месяц против 34,2 тыс. рублей годом ранее.
Доля расходов на покупку продуктов питания, включая питание вне дома, выросла с 25 до 27,6% в прошлом году и составляет около 9,2 тыс. рублей на человека. Значительно увеличилась также доля трат на непродовольственные товары — с 25,9 до 29,2% (9,8 тыс. рублей), кроме этого опрошенные стали покупать больше алкоголя — 1,6% вместо 1,2% годом ранее (530 рублей в месяц).
Статистика показывает, что соотношение доходов и расходов в 2020 году стало более благоприятным, отмечает начальник аналитического отдела ЛМС Дмитрий Кумановский. Если в 2019 году доходы на 11% превышали расходы, то в 2020 году они превысили расходы на 19%. Однако улучшение произошло за счет статей услуг и прочих доходов, когда домашние хозяйства вынуждено оказались в изоляции, без поездок за рубеж или в другие регионы РФ, поясняет он. Высвободившиеся денежные средства население направило на непродовольственные товары, в том числе электронику для работы и материалы для ремонта (по сравнению с 2017 годом траты на стройматериалы выросли в 1,5 раза).
Оборотной стороной этого стал рост расходов на продукты питания из-за начавшейся инфляции, вызванной ростом цен на энергоносители, курсом иностранной валюты и стоимости продуктов на мировых рынках, добавляет аналитик. В структуре расходов на продукты исторически превалирует хлебобулочные и мучные продукты, мясо, а также молоко и молочные продукты. Наибольший рост наблюдается в хлебных продуктах (+14% к 2017 году), где есть экспортный потенциал по пшенице, по овощам и фруктам (+15–21%), зависящих от цен на удобрения и иностранные семена, поясняет эксперт. В меньшей степени рост был у продуктов, по которым РФ имеет высокую самообеспеченность,— мясу, сахару и маслу, рост которых начался только в конце 2020 года и не успел отразиться в статистике.
В структуре расходов петербуржцев на оплату услуг выросла доля ЖКХ (до 35,2%). В разрезе расходов на покупку непродовольственных товаров почти по всем показателям наблюдается рост — одежда, транспорт, микроэлектроника, предметы быта, стройматериалы, топливо, медицинские изделия, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
На конец года петербуржцы оценили свое финансовое положение следующим образом: для 4% затруднительно покупать одежду и оплачивать услуги ЖКХ, 37,2% не могут позволить покупку товаров длительного пользования, 58,5% не хватает денег на покупку автомобиля, квартиры, дачи. При этом с 2018 года постепенно снижается доля тех, кто утверждает, что им хватает средств: за прошлый год такой вывод сделали лишь 0,3% домохозяйств против 4,2% в 2018 году.
Тем не менее, считает господин Кумановский, отмена большей части коронавирусных ограничений стимулирует экономическую активность бизнеса, прогнозируя улучшение ситуации с доходами населения в среднем на 4–7% к лету 2022 года. Однако потребительские настроения, скорее всего, будут направлены в сторону значительной экономии и сбережения средств, заключает господин Жарский.