Хватить терпеть Техас
Республиканцы решили отыграться за поражение Дональда Трампа
Американские республиканцы, до сих пор переживающие поражение своего кандидата Дональда Трампа, решили нанести демократам ответный удар. Считая, что победа у их кандидата была «украдена» с помощью чересчур мягкой процедуры голосования, допускающей фальсификации, республиканцы повели свою контригру. Они выдвигают на уровне штатов законопроекты, ужесточающие эту процедуру. Считается, что это больше всего ударит по бедным и социально незащищенным американцам, электорату демократов. Центром электоральных битв стал Техас, где республиканцы предлагают самые жесткие правила голосования, а сопротивление демократов носит наиболее ожесточенный характер.
«Члены Конгресса, берите ваши ключи и незаметно покидайте здание. Не поднимайтесь на галерею. Уходите. Крис» — такое текстовое сообщение конгрессмен-демократ Крис Тернер из Палаты представителей штата Техас отправил всем своим коллегам в 22:35 по местному времени. Десятки человек поднялись со своих кресел и начали постепенно выходить из зала. Когда суета прекратилась, оставшиеся на местах республиканцы поняли: для кворума в 100 человек не хватает полутора десятков. Голосования по одному из самых жестких в стране «выборных» законопроектов не будет. Их идея провалилась.
Впрочем, сюрпризом действия однопартийцев Криса Тернера не стали: о своей экстравагантной идее он предупредил политических оппонентов накануне. «Стало очевидно, что республиканцы собираются положить конец дебатам и пропихнуть свой закон, направленный на подавление избирателей. Мы поняли, что у нас нет выбора и что для защиты избирателей и их права голосовать пора принимать экстраординарные меры»,— говорилось в его заявлении.
Техасские республиканцы после многих дней и ночей законодательных стычек с демократами проиграли битву, однако не проиграли войну: губернатор Грег Эбботт уже воспользовался своим правом созвать экстренное заседание, чтобы все-таки добиться желаемого. Он заявил, что вопрос «защиты избирательного процесса» крайне важен и потому должен быть решен.
Техасский законопроект коренным образом меняет избирательную систему штата, делая ее одной из самых жестких в стране.
В частности, он вводит новые ограничения на предварительное, заочное и почтовое голосование, препятствует длительной работе избирательных участков. Запрещается голосование за рулем (то есть нельзя организовывать избирательные участки, для голосования на которых не надо выходить из машины). Предусматривается особый порядок деления штата на избирательные округа, расширяются права наблюдателей от политических партий, вводится система видеотрансляций подсчета в окружных избирательных комиссиях.
Республиканцы настаивают, что эти меры обеспечивают защиту избирательного процесса от мошенников, в то время как демократы утверждают: предлагаемые меры (вроде ограничения времени работы участков) бьют по расовым меньшинствам, бедным избирателям и тем, кто не может передвигаться самостоятельно или плохо владеет английским языком.
Законодательная война вокруг техасского законопроекта, который практически гарантированно будет принят во время экстренного заседания,— лишь часть широкомасштабной кампании, которую ведут республиканцы по всей стране.
Подобные законы уже приняты в штатах Айова, Джорджия и Флорида, практически везде силами одних лишь республиканцев. В каждом штате они неизменно говорят о защите безопасности избирательного процесса, а их оппоненты — об ограничении избирательных прав уязвимых групп граждан. Возможно принятие таких законов в Аризоне, Огайо и Мичигане.
Как сообщает The New York Times, вашингтонские политики все активнее давят на президента Джо Байдена, чтобы он поддержал ряд законодательных шагов, необходимых для федерального урегулирования ситуации с выборами. Один из них — отмена так называемого филибастера в Сенате: если опустить всю сложную механику процесса, эта практика выражается в том, что для голосования по важнейшим темам необходимо не простое большинство голосов сенаторов (50+1), а на 20% большее — 60. Это приводит к тому, что демократы, обладая перевесом, не могут «продавливать» свои законы, не советуясь с республиканцами.
Отмена филибастера в ежедневной практике называется «ядерной опцией», то есть крайней мерой: считается, что отмена приведет к жесточайшей политической конкуренции, когда каждая партия, едва получив преимущество, начнет вершить законотворческую деятельность без оглядки на оппозицию, стараясь как можно полнее зафиксировать свое наследие. Умеренные политики в обеих партиях ее не поддерживают, в отличие от наиболее жестких радикалов, считающих, что иначе справедливости (в их понимании) не добиться.
Джо Байден, однако, не спешит. Он осудил техасскую законодательную новеллу, назвал ее «нападением на демократию» и заявил, что направлена она против избирателей с черным и коричневым цветом кожи. Так же он реагировал, кстати, когда подобные меры принимались и в других штатах. Он призвал Конгресс принять соответствующий закон вроде законопроекта «За народ», который призван урегулировать вопросы доступа к голосованию на федеральном уровне. Однако перспективы его принятия, учитывая противодействие республиканцев, весьма невелики.