Миру миро
В РПЦ разработали документ о благословении военных и их оружия
«Церковь благословляет не склад боеприпасов, а православных воинов и их оружие, которое они используют для защиты Отечества»,— прокомментировал завершение дискуссии в Русской православной церкви (РПЦ) относительно «освящения» тех или иных видов оружия зампред синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Межсоборное присутствие, совещательный орган церкви, принял проект документа, регламентирующего отношение РПЦ к этому вопросу. Однако он будет обнародован лишь через полгода. Корреспондент “Ъ” Павел Коробов попытался выяснить подробности церковного акта под названием «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Проект документа под названием «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» разработан по поручению президиума Межсоборного присутствия РПЦ от 17 июля 2017 года. Речь в нем идет о практике «чина водосвятия в войсковых частях, госпиталях, молебнах на проводы войска в миротворческую миссию и на встречу после возвращения, по случаю выпуска из военного училища, присвоения воинского звания, награждения», а также еще по ряду поводов.
Межсоборное присутствие — совещательный орган, содействующий высшей церковной власти РПЦ в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским соборами, подготовка проектов решений. Состав органа утверждается Синодом на четырехлетний период. В настоящий момент в состав Межсоборного присутствия входят 84 архиерея, 75 священников, 2 диакона, 13 монашествующих сестер, 37 мирян и мирянок.
В Московской патриархии рассказали “Ъ”, что принятый на пленуме Межсоборного присутствия документ будет обнародован только после утверждения Архиерейским собором РПЦ в ноябре 2021 года.
Впрочем, известно, что дискуссия, которая развернулась на стадии разработки документа внутри самой церкви, была острой. «Мнения с большим азартом высказывались полярные: от утверждения, что церковь вообще не должна благословлять оружие, до защиты практики освящения любого вида вооружения,— рассказал ранее “Ъ” заместитель управляющего делами Московского патриархата епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).— Мы сочли своей главной задачей составить документ, который соответствовал бы многовековой практике церкви, как она отражена в богослужебных и в исторических текстах. При этом требовалось осмыслить и новые реалии: с некоторыми видами вооружений церковь в принципе не встречалась до ХХ века».
«В уставных документах синодальной эпохи присутствуют указания, касающиеся молитвенных чинов и благословения воинов, в том числе упоминается молебный чин перед началом боевых действий,— говорится в проекте документа, с которым ознакомился “Ъ”.— Также в синодальный период совершалось благословение личного холодного оружия, например казачьих шашек или кортиков морских офицеров, в соответствии с упомянутым выше чином». Согласно документу, «в современной практике ряда поместных православных церквей употребляются разнообразные чинопоследования, имеющие отношение к воинской службе: к примеру, чины водосвятия в различного вида войсковых частях, госпиталях, молебны на открытие военных городков или казарм, награждения теми или иными воинскими отличиями, в том числе и именным оружием, а также последования при вручении воинских знамен, при смене и передаче обязанностей главнокомандующего и иных важных событиях».
«Документ, который был принят на пленуме, предусматривает благословлять не само оружие, а военнослужащих вне зависимости о того, к какому роду войск они относятся,— пояснил “Ъ” зампред синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.— Это означает, что церковь благословляет не склад боеприпасов, а людей, православных воинов и их оружие, которое они используют для защиты Отечества».
В РПЦ уточнили, что нельзя применять термин «освящение», когда речь идет об оружии. «Термин освящение должен относиться только к предметам, посвященным Богу: облачениям, сосудам и прочим. Во всех остальных случаях можно говорить о благословении,— написал в своем Telegram-канале епископ Савва.— Оружие может окропляться святой водой, но именно в контексте благословения тех воинов, которые будут использовать это оружие».
«Для церкви благословение воинов с оружием является частью ее патриотических обязанностей»,— говорит глава Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. По его мнению, «РПЦ намерена по-новому расставить акценты, отметив, что для духовенства не может быть самого по себе благословения оружия, оно может происходить только в связке с конкретными людьми, с воинами, с заботой об их жизнях».