Архитекторам не понравился новый образовательный фундамент
Реформа направлений подготовки высшего образования вызвала дискуссию в вузовском сообществе
Минобрнауки решило по-новому систематизировать направления подготовки и перечень специальностей высшего образования. Проект ведомственного приказа объединяет ряд из них в укрупненные группы, таким образом в ведомстве хотят «избежать избыточного дублирования». Однако документ вызывает опасения у вузовского сообщества. В Российской академии архитектуры и строительных наук увидели угрозу «разрушения веками складывавшихся традиций архитектурного образования». В Минобрнауки заверяют, что актуализация перечня специальностей не предусматривает ликвидацию существующих номинаций.
Минобрнауки разработало новый перечень направлений подготовки и специальностей, по которым реализуется образовательная программа в вузах. Проект приказа подразумевает укрупнение некоторых направлений, для каждого из которых действует свой федеральный государственный образовательный стандарт.
Так, в группу «прикладная математика» объединены направления подготовки:
- «математика»,
- «механика и математическое моделирование»,
- «прикладная математика и информатика»,
- «прикладная математика».
Аналогичная ситуация с направлением «языкознание и литературоведение», в котором объединены:
- «филология»,
- «лингвистика»,
- «фундаментальная и прикладная лингвистика».
Также в новые укрупненные группы объединили многие другие специальности и направления подготовки.
«Перечни будут укрупнены вследствие объединения специальностей и направлений подготовки по принципу родственности областей образования,— пояснили “Ъ” в Минобрнауки.— Такой подход позволит избежать их избыточного дублирования. При этом будут конкретизированы наименования некоторых специальностей в соответствии с областями профессиональной деятельности и запросами современного рынка труда».
В ведомстве добавили, что пересмотр перечней проводится по поручению президента РФ — если он будет принят, то приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Впрочем, новый документ вызвал неприятие в вузовском сообществе. Так, ректор Московского архитектурного института и президент Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский попросил руководителей архитектурных вузов высказаться о проекте приказа. Так, «архитектура» в документе объединена с направлениями:
- «реконструкция и реставрация архитектурного наследия»,
- «дизайн архитектурной среды»,
- «градостроительство».
«Это подразумевает возможность после первого или второго курса обучения смены направления обучения на любое из объединяемых,— говорилось в письме.— При поступлении в вуз экзамены тоже должны быть унифицированы, то есть отменены экзамены по рисунку, композиции и черчению». Слияние четырех направлений подготовки в одно архитекторы расценивают как фактическую ликвидацию трех из них.
Вступление приказа в силу «приведет к разрушению веками складывавшихся традиций архитектурного образования», указывалось в письме.
Как пояснил “Ъ” Дмитрий Швидковский, к нему обратились специалисты из 50 российских регионов. «Опасения были у всех не только из-за возможной ликвидации направлений подготовки, но и в принципе о понижении статуса архитектурного образования в обществе»,— сказал он. По его словам, на опасения довольно оперативно отреагировали в Минобрнауки. В пятницу в Московском государственном строительном университете прошла встреча, на которой присутствовали представители образовательного ведомства, Минстроя и ректоры всех архитектурных и строительных вузов. «Была выработана позиция, что Минстрой выступает за сохранение всех направлений подготовки, Минобрнауки с этим согласилось»,— рассказал господин Швидковский.
По сведениям “Ъ”, из-за нового документа Минобрнауки переживают не только архитекторы, аналогичные опасения есть у лингвистов.
«Есть направления, которые не укладываются ни в какое из имеющихся, например фундаментальная прикладная лингвистика,— говорит собеседник “Ъ” на одном из профильных факультетов.— А оно объединяется с теми, на которых обучаются литературе, преподаванию языка. Однако на программах фундаментальной лингвистики необходимо изучать программирование и математику. Отсутствие базовых дисциплин математического цикла привело бы к фактической ликвидации всех существующих достижений этой школы и к депрофессионализации студентов этой специальности». По его словам, представители Минобрнауки также предложили лингвистам встретиться и обсудить ситуацию.
В Минобрнауки заверили “Ъ”, что актуализация перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования не предусматривает ликвидацию какой-либо из них.
«Механизм приема при пересмотре перечней специальностей и направлений подготовки не меняется,— заявляют в ведомстве.— Абитуриенты, как и прежде, будут поступать на конкретное направление подготовки, к примеру на филологию или лингвистику». Там также обратили внимание, что действующий перечень также содержит укрупненные группы специальностей и направлений подготовки.