Война войны с войной
Что украинцы думают о Второй мировой войне
Как Украина поделила Вторую мировую войну надвое, отделила в ней себя от России и чего добилась, рассказывает специальный корреспондент “Ъ” Владимир Соловьев.
Шесть лет назад власти Украины придумали отмечать окончание Второй мировой войны по-своему и заменили общий с Россией День Победы двумя датами. С 2015 года здесь 8 мая отмечается День памяти и примирения, а 9 мая — День победы над нацизмом. Замысел был в том, чтобы положить начало собственной, отдельной от России истории, но сделать это так, чтобы не раздражать разные части расколотого украинского общества. Замысел не удался: примирения точно не получилось.
«Что для нас победа над нацизмом? Это причастность к великому делу для человечества. Ведь эта война была не о том, чья армия победит. А о том, чья философия победит. И важно не только то, что мы победили, но и то, что проиграл нацизм. Проиграл навсегда. С припиской: исчезнуть из этого мира вместе с ксенофобией, расизмом и неравенством» — это цитата из обращения президента Украины Владимира Зеленского, которое он записал 9 мая 2021 года.
Вот еще строки из него же: «Победа над нацизмом для нас — это гордость за украинцев, гордость за наших предков, которые были неотъемлемой частью победы. Общей победы, где все страны и народы, которые боролись с нацизмом, были важными, без приставки "более" или "менее"».
В день, когда Владимир Зеленский произносил эти слова, на Украине случились следующие события. В Одессе у памятника Неизвестному матросу произошли столкновения между теми, кто пришел туда, чтобы возложить цветы, и националистами. У парка Славы в Киеве молодой человек из праворадикальной организации С14 на глазах у полиции вскинул в фашистском приветствии руку ровно в тот момент, когда рядом с ним с букетом гвоздик в увешанном боевыми наградами мундире, прихрамывая, проходил ветеран. Он заметил и этот жест, и вывешенный здесь же активистами С14 баннер с надписью «Тень победы».
В этот же день в центре небольшого поселка Бородино Одесской области проходило неприметное мероприятие. У обелиска воинам-освободителям собрались на возложение несколько десятков местных жителей с охапками сирени и корзинами тюльпанов. Из динамиков разносилась песня «День Победы». Глава местной администрации говорил речь. Школьники в советских солдатских пилотках стояли навытяжку с деревянными «Калашниковыми».
Новый обелиск в Бородино, основанном в XIX веке немецкими, к слову, колонистами, установили совсем недавно на месте почти развалившегося от времени памятника времен СССР. Перед ним горит Вечный огонь. На гранитной плите неожиданное сочетание из трех небольших барельефов: крест, орден Победы и георгиевская лента. Последний элемент особенно примечателен. С 2017 года на Украине установлена ответственность за изготовление, ношение или публичное использование георгиевской ленты.
Приведенный пример только кажется незначительным штрихом. На самом деле эта двойственность повсеместна в сегодняшней Украине. На другом ее конце, во Львове, к примеру, разбирают один из самых больших памятников на территории страны — построенный в 1970 году Монумент славы Советской армии. В 2019 году снесли 30-метровую стелу. А в апреле этого года львовские власти приступили к демонтажу остальных элементов и под гневные комментарии из Москвы сняли с памятника барельефы.
Произошло это несмотря на то, что наряду с законом о декоммунизации, предполагающим борьбу со всем советским: от названий улиц до памятников, в стране действует закон «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 годов». Согласно ему, музеи, мемориалы, памятные знаки в честь участников и жертв войны надлежит охранять. А есть еще знаменитая киевская «Родина-мать». Над ней работал в том числе Вучетич. В правой руке она держит меч, а в левой — щит, на котором красуется подпадающий под закон о декоммунизации, но никем не тронутый герб СССР.
Дуализм проявился и в самом подходе к тому, как отмечать окончание Второй мировой войны, которую на Украине до 2015 года именовали Великой Отечественной. Шесть лет назад украинский парламент принял, а тогдашний президент Петр Порошенко подписал закон, установивший новый порядок памятных дат. Согласно ему, 8 мая в стране надлежит отмечать День памяти и примирения, а 9 мая — День Победы над нацизмом. Первая дата позволяет солидаризироваться с европейской традицией, где день победы над нацизмом отмечают именно 8 мая. Это реверанс тем, кто является сторонником присоединения Украины к Евросоюзу. Кроме того, нейтральное название позволяет в этот день чествовать тех украинцев, которые в тот период воевали в том числе с Красной армией.
Сохранение в календаре 9 Мая — дань той немалой части населения, которая, несмотря ни на что, считает ту войну Отечественной. Важным было и желание отгородиться от России — хотя бы символически держаться от нее подальше. Не случайно вместо принятой в России георгиевской ленты теперь используется принятый в Европе красный мак с подписью «Никогда снова».
Раздвоение даты и замена символики вряд ли были бы возможны без другой войны — начавшегося в 2014 году и до сих пор продолжающегося конфликта на востоке Украины. «Украина дистанцировалась от российских символов Великой Отечественной войны, прежде всего от георгиевской ленточки, отношение к которой в постсоветских странах до 2014 года было вполне нейтральным, но которая с началом "русской весны" превратилась в символ пророссийского сепаратизма»,— отмечают в своей совместной статье «Война и память в России, Украине и Беларуси» сотрудник Школы исторических и философских исследований Мельбурнского университета Джули Федор, научный сотрудник Института славистики в Потсдамском университете Саймон Льюис и руководитель украинской и российской программ в венском Институте наук о человеке Татьяна Журженко.
По их мнению, переосмысление роли Второй мировой войны в украинской истории «напрямую было связано с "постколониальным" поиском национальной идентичности и проблемой геополитического выбора между Россией и Западом».
Этот поиск начался до 2014 года. Первым украинским президентом, который принялся энергично рвать общий с Россией нарратив, был Виктор Ющенко. Но именно история с Донбассом и Крымом стала катализатором. «С 2014 года произошло разделение по политическому признаку. Патриотические и проевропейские силы больше акцент делают на 8 Мая, а пророссийские — на 9 Мая. В русскоязычных регионах в силу исторической традиции даже не российская идентификация, а советская. Но на официальном уровне никто 9 Мая не отменял, это красный день календаря, никто не отказался»,— говорит глава киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
По его словам, тогда же обострилась другая проблема. Если до войны в Донбассе 9 Мая был днем, когда отдавали дань уважения ветеранам, то с 2014 года этот день стал днем политических столкновений с участием украинских националистов. Новости в этот день, отмечает он, всегда как сводки с поля боя, регулярные стычки между националистами и пророссийскими силами. Фесенко обращает внимание еще на одну деталь: «Приветствие "Слава Украине — Героям слава", которое до 2014 года было сугубо националистическим, после начала конфликта стало общим патриотическим приветствием. Война и Крым легализовали его, и оно стало патриотическим, а потом и государственным».
И еще один факт. День защитника Украины, до 2014 года отмечавшийся 23 февраля, как и День защитника Отечества в России, после начала конфликта на востоке стал отмечаться 14 октября. С одной стороны, он теперь совпадает с религиозным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. А с другой — в этот же день отмечается создание Украинской повстанческой армии.
Кстати, Владимир Зеленский в своем обращении 9 Мая сравнил войну, закончившуюся 76 лет назад, и все еще продолжающуюся войну в Донбассе: «Из поколения в поколение отцы рассказывали о войне сыновьям. Но это перевернулось, и с 2014 года сыновья рассказывают о войне отцам. И уже не дедушки внукам, а внуки дедушкам могут рассказать о таких вещах, как бомбардировка или плен. Все это болезненно и несправедливо по отношению ко всему, что прошли наши предки, защищая украинскую землю. Но именно их подвиги и героизм дают силу новому поколению украинских военных, наших защитников».
Депутат Верховной рады от считающейся пророссийской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Олег Волошин признает: Вторая мировая война была и остается фактором украинской внутренней политики. Но не считает, что происходящее сегодня можно списать только на 2014 год. «2014 год не является оправданием. Это не идет в пакете: прославляешь дивизию "СС-Галичина" потому, что Путин Крым отнял.
Почему мои языковые и другие права должны страдать из-за того, что Россия забрала у Украины Крым?
Есть сегодня те, кто считает, что лучше бы в 1941-м немцы Москву взяли. И аргумент у них: Крым не был бы тогда российским. Ну так он был бы тогда в Третьем рейхе. Не было никакого места Украине в системе координат Третьего рейха»,— говорит депутат.
Героизация нацизма, продолжает он, дошла до крайности и дискредитирует власть: «У нас дошло до марша сторонников дивизии "СС-Галичина" в центре Киева. Это не фактор прошлого, а фактор настоящего. Это мифологизируется, стало мейнстримом и связано с общим крайне правым нарративом, который при Зеленском не исчез, а усугубился. При нем эти товарищи чувствуют себя прекрасно».
Можно, наверное, сделать скидку на то, что Волошин — политический оппонент Зеленского. В конце концов, это украинский президент начал атаку на одного из лидеров ОПЗЖ, кума Владимира Путина Виктора Медведчука, который стал фигурантом дела о государственной измене. Но за последние несколько лет националисты не один раз демонстрировали свою силу и заставляли команду президента сдавать назад, когда в переговорах по Донбассу назревали компромиссы.
Еще один яркий пример — дело об убийстве журналиста Павла Шеремета, взорванного в автомобиле 20 июля 2016 года. В декабре 2019 года были задержаны подозреваемые в убийстве, в числе которых музыкант, участник боевых действий на востоке Украины Андрей Антоненко. Глава украинского МВД Арсен Аваков во время брифинга, в котором принимал участие и президент Зеленский, рассказал подробности дела и назвал Антоненко заказчиком убийства. И министр, и президент дали понять, что дело почти раскрыто. За Андрея Антоненко вступились националисты. В феврале этого года они забросали дымовыми шашками офис генпрокурора Украины, требуя освободить его из-под стражи. Что в итоге и произошло: подозреваемых в громком преступлении националистов перевели под домашний арест.