Раздвоение безналичности
Банки спорят за обслуживание платежей в липецком общественном транспорте
“Ъ-Черноземье” стали известны подробности введения новой системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Липецкой области. Операции будет проводить Сбербанк, а липчанам предстоит заменить 450 тыс. транспортных карт — старые вскоре отключат. Создавший работавшую с 2017 года систему оплаты Объединенный резервный банк может потерять клиента. По его обращению прокуратура начала проверять законность работы нового оператора системы — частного ООО «Оператор транспортных систем Липецк», сменившего государственное Агентство автомобильного транспорта области. И местные власти, и оператор отвергают претензии и обвиняют прежнего партнера в «дискредитации».
Прокуратура Липецкой области по жалобе Объединенного резервного банка (ОРБ) начала проверку законности работы системы безналичной оплаты проезда на городском и пригородном транспорте региона. Как сообщили “Ъ-Черноземье” в ведомстве, проверка продлится месяц начиная с 20 мая — дня регистрации жалобы. Пока никаких процессуальных решений прокуратура не принимала.
С 2017 года Липецкая область одной из первых в РФ запустила автоматизированную систему безналичной оплаты проезда. Оператором стало подчиненное обладминистрации Агентство автомобильного транспорта (ААТ). Оно заключило с ОРБ госконтракт на создание системы сроком до 31 декабря 2021 года. В рамках проекта липчане в 2017-м получили порядка 450 тыс. карт для оплаты проезда в любых видах городского и пригородного транспорта. ОРБ по договору с ААТ занимался процессингом платежей по транспортным картам — обрабатывал информацию об операциях, по которой оценивалась работа перевозчиков и объем субсидий из облбюджета, положенных транспортным компаниям за льготников. В сентябре 2020 года ААТ провело открытый конкурс по отбору нового оператора системы. Таким образом, агентство перестало быть оператором, став заказчиком услуги. Победителем в конкурсе признали ООО «Оператор транспортных систем Липецк» (ОТСЛ).
Как сказано в письме ОРБ прокурору области Геннадию Анисимову (копия есть у “Ъ-Черноземье”), банк просит проверить условия конкурса по выбору нового оператора системы и правомочность решения о списании созданной примерно за 250 млн руб. из бюджета действующей системы, которая может работать до 2026 года. Также прокуратуру просят проверить законность наделения статусом нового оператора ОТСЛ с учетом якобы «невыполнения им ряда условий договора». В частности, по заявлению ОРБ, новый оператор пока так и не предоставил ААТ копии договоров с банком-эквайером, расчетным и процессинговым центрами, акт приема-передачи прав использования установленного на терминалах в транспорте программного обеспечения и ряд других необходимых по условиям договора документов. Также в ОРБ отмечают, что пока в старой системе использовались серверы, находящиеся на балансе ААТ, все данные о поездках были доступны органам финансового контроля и областной счетной палате. «Если процессинг будет осуществляться на мощностях сторонних организаций, у региональных властей не будет непосредственного доступа к серверам, отчего безопасность системы пострадает», — опасаются в ОРБ.
ООО «Оператор транспортных систем Липецк»
ОТСЛ на сегодня завершает работу над новой системой, не связанной с созданной ранее ОРБ, пояснил “Ъ-Черноземье” гендиректор компании Игорь Мочалов. Жалобы ОРБ он воспринимает как «намеренную дискредитацию» своего проекта: «Банк уже неоднократно направлял жалобы в правоохранительные органы, ФАС. Однако в ходе инициированных проверок компетентные органы не нашли подтверждения ни одному заявлению о нарушениях».
«Статус оператора наша компания получила в результате конкурентной процедуры, предложив наиболее приемлемые условия исполнения своих обязательств. Доводы ОРБ направлены на создание ложного представления о деятельности компании. В частности, предусмотренные договором документы в полном объеме были переданы в ААТ еще 17 марта», — заявил господин Мочалов.
Он рассказал, что банком-эквайером в новой системе выступит Сбербанк. Расчетным центром будет работающая в большинстве регионов РФ «дочка» банка ООО «НКО "Расчетные решения"». «В связи с этим доводы ОРБ об ослаблении финансового контроля также являются надуманными. Объем работы перевозчиков и любые другие сведения предоставляются всем заинтересованным сторонам путем выдачи доступа к серверу отчетности системы с возможностью выгрузки любой хранящейся там информации в любой момент времени. Вся информация, хранящаяся в системе, доступна всем сторонам проекта, в том числе и ААТ», — подчеркнул господин Мочалов.
В администрации Липецкой области сообщили “Ъ-Черноземье”, что поменяли оператора для «экономии средств» и из-за «существенных недостатков» разработанной ОРБ системы. «Ресурс действующего оборудования подходит к концу, для обеспечения бесперебойной работы старой системы и приведения ее функционала в соответствие с современными требованиями необходимо выделение значительных средств», — считают в обладминистрации. Там указывают, что в старой системе используется «ненадежное и морально устаревшее оборудование»: карты «с офлайн-технологией», которые требуют постоянной актуализации и слабо защищены от подделки. Также, по данным администрации, в прежней системе невозможна оплата льготного проезда по картам «Мир», чего требует федеральное законодательство.
Пока в регионе начиная c января 2021-го одновременно работают обе системы оплаты проезда, так как в автобусах продолжается монтаж терминалов, а гражданам нужен «переходный период, чтобы максимально безболезненно начать пользоваться новым способом оплаты проезда», уточнили в обладминистрации. По окончании переходного периода, точные сроки которого власти пока не называют, старая система будет отключена. По данным “Ъ-Черноземье”, это может произойти к концу 2021-го. У липчан порядка 450 тыс. старых транспортных карт, из них около 140 тыс. льготных. Они не будут обслуживаться, жителям нужно будет оформить новые либо оплачивать проезд бесконтактной банковской картой или телефоном с NFC.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт отмечает, что «в назревающем споре между создателями системы речь пойдет об исполнении первоначальных договорных отношений». При этом он скептически оценивает доводы ОРБ. «Формально система создавалась банком как подрядчиком в интересах ААТ как заказчика. Поэтому последний вправе передавать полномочия оператора другим структурам, не спрашивая мнения подрядчика, если в договоре не было особых условий об этом. Проводя аналогию: строитель не вправе диктовать собственнику дома, кому его сдавать внаем», — говорит эксперт.
Он добавил, что «опасения прежнего банка-партнера понятны»: «Переход полномочий оператора от одной организации, с которой процесс передачи данных был налажен, к другой, которая не идет на контакт, создает риск нежелательных последствий — от сбоев в передаче данных до отказа от услуг прежнего партнера».