Марокканские каникулы

Об одном из древнейших государств Африки

Россия оказалась в числе немногих стран, гражданам которых разрешен въезд в Марокко. Это прекрасный повод освежить свои впечатления об этой стране.

Касабланка

Если фактическая столица Марокко — Рабат, а культурная — Марракеш, то Касабланку вполне можно назвать столицей ар-деко. Наследие французской колонизации сегодня гордость Марокко. Французы не вмешивались в традиционный уклад жизни марокканских медин, а строили себе новые кварталы с торговыми пассажами, многоквартирными домами и виллами, отелями и католическими храмами. Обычно турагентам, отправляющим клиентов в Марокко, даже в голову не приходит показать им в Касабланке что-то, кроме мечети Хассана II c прозрачными фрагментами пола, через которые видно дно Атлантического океана. К слову, крупнейшая мечеть страны, построенная в начале 1990-х, сейчас закрыта из-за COVID-19, но украшенная граффити набережная рядом с ней действительно достойна прогулки. Тем не менее именно архитектура первой половины XX века — серьезный повод задержаться в городе на пару дней. Это слегка уставшая, но все еще манящая красота — как, например, здания отелей Volubilis и Transatlantique, кинотеатра Rialto или пассажа Glaoui. Собор Sacre Coeur на реставрации и закрыт забором, но одни его башни производят сильное впечатление. К слову, этот кафедральный собор недействующий, в нем проводятся выставки. Зато в идеальном состоянии находится Villa des Arts, построенная в 1934-м, которая стала домом для неплохой галереи современного искусства, после посещения которой можно отдохнуть в частном саду.


Эссуэйра

Самый ветреный город Марокко полон чаек, зависающих в полете над портом в поисках свежей рыбы, винд- и кайтсерферов, скользящих по волнам, а также постаревших хиппи — они словно приехали на фестиваль музыки гнауа, но застряли здесь навсегда. Многие приезжают в Эссуэйру в поисках виллы Джимми Хендрикса, не зная, что Хендрикс провел здесь всего 11 дней и никакой виллы не было. Зато куда дольше задержался Орсон Уэллс, снимавший в португальской крепости фильм «Отелло». В медине даже есть арт-галерея «Отелло», где на видном месте красуется бюст великого режиссера-аутсайдера. Отщепенцев разного рода этот город притягивает как магнит — не случайно здесь так много художников, работающих в жанре арт-брют: довольно приличные работы можно купить даже на улице, а лучшие — в галерее Damgaard. Шопинг в этом городе приятный и несуетный. Даже в таких топ-галереях, как Jama, отборный берберский антиквариат существенно дешевле, чем в Марракеше, а тем более в Фесе.


Марракеш

Площадь Джамаа-эль-Фна выглядит необычно без лотков с фастфудом и заклинателей змей — все это запретили с наступлением ковидных времен. Впрочем, и помимо самой очевидной достопримечательности в Марракеше много интересного. Стоит поторопиться, чтобы увидеть сад Мажорель совсем без людей — до марта прошлого года его посещали сотни человек в час. Сад кактусов, восстановленный усилиями Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, граничит с ультрамариновой виллой художника Жана Мажореля, едва ли не самым фотографируемым зданием в городе. Сейчас в ней находится Берберский музей, а буквально за углом расположено великолепное здание Музея Ива Сен-Лорана, открытого в 2017-м. Его экспозиция скорее напоминает дефиле и каких-то системных знаний о дизайнере не дает, но выполнена на высоком техническом уровне. Вокруг этого кластера в последние годы открылось несколько неплохих бутиков и ресторанов, последний и лучший из них — MORO, эффектное концептуальное пространство, объединяющее экологически ответственных марокканских дизайнеров одежды и аксессуаров и ресторан с фермерскими продуктами. Менее известный, но более масштабный арт-сад называется Anima и находится в долине Урика недалеко от Марракеша. Два гектара земли с экзотическими растениями, прудами, тенистыми аллеями, беседками и причудливыми скульптурами — все это создано у подножья Атласских гор силой воображения и организаторскими талантами австрийского художника Андрэ Хеллера. Пожалуй, именно так и должен выглядеть лучший из миров.


Айт-Бен-Хадду

Айт-Бен-Хадду — древний образчик глинобитной архитектуры, знакомый многим по многочисленным кинофильмам

Фото: Александр Кулиш

Этот берберский город, окруженный крепостной стеной, возник в XI веке на караванном пути. Шедевр лаконичной глинобитной архитектуры каким-то чудом устоял до наших дней, попал под защиту UNESCO и сегодня прославлен фильмами «Под покровом небес», «Гладиатор» и «Игры престолов». Все эти обстоятельства подстегнули небывалый международный интерес к городу, и теперь на единственной прямой улице его современной части красуются вывески на китайском языке. Но китайцев нет, нет вообще никаких туристов — все остались в доковидных временах. Стоит потратить четыре часа на дорогу из Марракеша и переночевать в Айт-Бен-Хадду, чтобы встретить закат и рассвет в крепости, где нет ни души. Если забраться на верхнюю точку горы, можно увидеть начало пустыни и уходящее вдаль устье реки Варзазат — сейчас пересохшей, но в былые времена довольно бурной. Именно через эту реку нужно было перебраться, чтобы попасть в древний город — сегодня она отделяет современность от прошлого.


Фес

Самая старая и самая большая медина в Марокко находится в Фесе. Лабиринт узких улиц, где невозможно не заблудиться и где карты Google не помогут: они неточны, да и мобильный роуминг в переулках Феса не работает. Мобильный в Средневековье и не нужен: жизнь медины не очень изменилась за сотни лет. По улицам, как и раньше, ходят мужчины в джеллабах с накинутыми на головы остроконечными капюшонами, а в переулках можно встретить повозки, запряженные ослами. В мечети и медресе по-прежнему не пускают иноверцев, а ремесленники, как и раньше, трудятся в своих мастерских и делают ровно то же, что их предшественники, работами которых украшены старинные дворцы. Несмотря на резкий запах, Дубильни Шувара с котлами, где вручную окрашивается кожа, по-прежнему главное развлечение для редких приезжих. Менее популярна, но не менее интересна работа чеканщиков, гравировщиков, резчиков по дереву и особенно керамистов, которые, правда, находятся не в медине, а в индустриальном квартале Айн-Нокби. Фес — главный по керамике город, и если бабуши (марокканские тапочки) из фесской кожи придутся по вкусу не всем, то фесская керамика — это беспроигрышный подарок.


Рабат

Столица Марокко поражает чистотой, обилием ухоженных парков, первоклассными музеями, жизнерадостной мединой и такими неожиданными современными проектами, как напоминающий голову «чужого» Grand Theatre de Rabat работы Захи Хадид. Этот город несправедливо считается нетуристическим. Меж тем в Музее истории и цивилизаций хранится выдающаяся коллекция древнеримской бронзы из городов Волюбилис и Ликсус. Есть следы римского города Сала (позже его называли Шелла) и в самом Рабате: они находятся за крепостной стеной, на которой вьют гнезда аисты. Старое и новое перемешаны в Рабате: есть здесь и свежий Музей современного искусства, где показано все, что нужно знать о марокканских художниках за последние сто лет, и несколько заметных галерей, принадлежащих банкам, самая интересная — Espace Expressions CDG. На набережной в старом форте Роттембург открыт Дом фотографии, где идет выставка, посвященная социальной дистанции,— попытка осмыслить и преодолеть ту травму, которую нанес человечеству COVID-19. В Марокко, где до последнего времени были строгие ограничения, от социальной дистанции уже устали: недавно комендантский час сократили до промежутка с 23:00 до 4:30 и открыли почти все музеи и рестораны. Удачный момент, чтобы познакомиться со страной поближе.

Александр Кулиш

Вся лента