Пальмовое ответвление
Требования к составу тропических масел ужесточат
Власти РФ согласовали более жесткие нормы содержания эфиров-загрязнителей в растительных маслах по аналогии с требованиями ЕС. На рафинированные тропические масла требование распространится с 2023 года, а на продукцию на их основе — с 2025 года. Бизнес рассчитывает, что это позволит побороть «мифы о вреде пальмового масла». Однако новые требования потребуют закупки дополнительного оборудования, что приведет к росту себестоимости.
Минэкономики одобрило проект изменений в технический регламент на масложировую продукцию, который устанавливает требования по допустимому уровню содержания глицидиловых эфиров (GE) жирных кислот для растительных масел и жиров на уровне 1 мг на 1 кг. Документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов. В Минэкономики подтвердили согласование проекта. Как пояснили в Масложировом союзе (включает ГК «Русагро», «Юг Руси», «Астон», ГК «Эфко» и др.), введение норматива будет поэтапным.
С 2023 года требование распространится на рафинированное дезодорированное пальмовое, кокосовое, пальмоядровое масло, а с 2025 года — на остальные виды растительных масел и жиров на их основе.
Новые требования направлены на повышение безопасности продукции. По словам собеседника “Ъ” в отрасли, GE входят в список потенциальных канцерогенов, которые считаются причиной онкологических заболеваний.
Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев говорит, что в первую очередь изменения коснутся тропических масел, вокруг которых в последнее время появляются «нелепые мифы», и нормирование положит конец потоку необъективной информации. Кроме того, новые требования введены в интересах экспортеров готовой продукции на основе тропических масел в страны ЕС, где уже есть требование по содержанию GE в готовой продукции до 1 мг на 1 кг, добавляет он.
По таможенным данным, которые приводит Масложировой союз, в 2020 году в Россию было ввезено 1,02 млн тонн пальмового масла из Индонезии и Малайзии.
Импорт в 2019 году был на уровне 1,06 млн тонн, годом ранее — 1,063 млн тонн. В 2020 году 935 тыс. тонн этого масла было переработано для производства маргаринов, спредов и специализированных жиров (заменителей молочного жира, эквивалентов масла какао, жиров для глазури), которые используются для производства продукции быстрого приготовления, кондитерских и хлебобулочных изделий, рассказывают в союзе.
Согласно сводке предложений к проекту, ужесточение требований в целом поддержали российские структуры Kraft Heinz, Unilever (соусы Calve, «Балтимор»), а также ГК «Благо». Хотя директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл Мельников признает, что введение нового регламента потребует технической модернизации производства, что, в свою очередь, вызовет рост себестоимости продукции. В ГК «Эфко» (бренды «Слобода», Altero) заявили, что взяли обязательства по снижению GE еще в 2020 году, вложив в проект 3,7 млрд руб. В российских Kraft Heinz и Unilever комментарии не предоставили.
По словам Михаила Мальцева, принципиальные разногласия имеются только с Роспотребнадзором, который настаивает на нормировании GE и для нерафинированного масложирового сырья.
Бизнес же считает это требование избыточным. По словам господина Мальцева, в ЕС содержание GE в нерафинированном сырье не нормируется и установка дополнительных ограничений для российских производителей даст преимущества европейским компаниям. В «Эфко» говорят, что введение дополнительной точки контроля потребует закупки нового импортного оборудования и проведения дорогостоящих длительных исследований, что приведет к росту себестоимости пищевых ингредиентов, а следом за ним и удорожанию всех продуктов. В Роспотребнадзоре на вопросы не ответили. Минсельхоз в своем отзыве на проект также заявил, что нерафинированные масла не содержат в составе GE, так как не подвергаются переработке, а эфиры образуются лишь под воздействием высоких температур.