Выбросы вызвали вопросы
Бизнес-объединения критикуют принятый Госдумой законопроект о парниковых газах
Госдума вчера сразу во втором и в третьем чтениях приняла правительственный законопроект об ограничении выбросов парниковых газов в РФ. Бизнес-ассоциации намерены выступить с официальной критикой документа, заявляя, что в нем отсутствуют реальные инструменты регулирования, механизмы проверки достоверности углеродной отчетности компаний, а также какие-либо экономические стимулы для реализации климатических проектов.
Принятый вчера Госдумой во втором и в третьем чтениях законопроект вводит понятие парниковых газов (ПГ) и углеродных единиц, возникающих в результате реализации добровольных климатических проектов. Компании получат возможность реализовывать такие проекты по снижению выбросов или увеличению поглощения ПГ. Кроме того, крупнейшие эмитенты должны будут начать отчитываться об углеродных выбросах (при объеме до 150 тыс. тонн СО2-эквивалента — не позднее 2024 года, далее это предстоит всем предприятиям с объемом выбросов более 50 тыс. тонн, подробнее см. “Ъ” от 21 апреля).
Напомним, что этот законопроект разрабатывался с осени 2017 года. В его предыдущих версиях содержались предложения о введении «цены на углерод» — в виде систем квотирования выбросов и углеродной торговли или платы за превышение квот. Однако после согласований с компаниями в финальной версии законопроекта таких норм не осталось.
Глава думского комитета по экологии Владимир Бурматов вчера объявил, что «принятие документа не только создаст условия для выполнения международных обязательств в рамках Парижского соглашения, но и защитит национальных производителей».
Депутат отметил, что вводимые в оборот углеродные единицы отечественные производители смогут предъявлять своим зарубежным партнерам для зачета при экспорте продукции. Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев отметил, что в российском законодательстве появляется понятие климатического проекта — что позволит, к примеру, развивать инициативы по повторному использованию ресурсов или переходу на технологии, сокращающие выбросы вредных веществ.
Однако в бизнес-объединениях воспринимают принятый документ несколько иначе. «Законопроект практически не содержит инструментов регулирования. Кроме того, без верификации данных по выбросам, представляемых предприятиями, их достоверность будет стремиться к нулю. Как следствие — законопроект, по сути, теряет всякий смысл. Об этом мы говорили на заседании в правительстве, однако текст проекта так и не изменился»,— сказал “Ъ” сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии Сергей Алексеев считает, что «законопроект ни на шаг не приближает к решению поставленной президентом задачи обеспечить строгий контроль за выбросами ПГ и их снижение до более низких показателей, чем в ЕС».
По его мнению, «нас ждет отсутствие сколь-либо достоверных данных по выбросам и никаких экономических стимулов для реализации проектов». «До тех пор пока не будут внесены поправки, этот закон не наполнится конкретным финансовым и количественным смыслом»,— сказал он “Ъ”. По данным “Ъ”, обе бизнес-ассоциации вскоре планируют выступить с официальной позицией о необходимости доработки законопроекта.
С предпринимателями согласны и эксперты. Олег Плужников, директор Центра зеленой экономики и климата при ВЭБ.РФ, отмечает, что отсутствие норм, обеспечивающих проверку выбросов компаний, а также валидацию проектных документов, «фактически дискредитирует саму идею создания системы регулирования, построенной на достоверных данных».