Тимур Турлов: «Доверительные отношения с клиентами и команда — наши главные активы»

Бум розничных инвестиций сподвигнул «Фридом Финанс» масштабировать бизнес в Петербурге

Второй в городе офис компании с инвестиционно-банковскими услугами открылся на Московском проспекте, 179А.

Фото: Евгений Павленко

Основатель «Фридом Финанс», CEO Freedom Holding Corp Тимур Турлов рассказал о планах по развитию, перспективах частных инвестиций и повышении финансовой культуры.

— Почему вы решили расширить присутствие в Петербурге?

Фото: Евгений Павленко

— С 2015 года, когда «Фридом Финанс» начал деятельность в Петербурге, наша клиентская база в городе увеличилась вдвое. Причем существенный рост в количественном и качественном выражении пришелся на прошлый год. Если в 2019 году на Московской бирже было открыто больше счетов, чем за предыдущие 25 лет, то в 2020 году этот рекорд был побит. У всей индустрии, и у «Фридом Финанс» в частности, произошел лавинообразный рост бизнеса. Более того, мы росли даже быстрее рынка. Для удовлетворения возросшего спроса единственного офиса в Петербурге оказалось недостаточно, даже несмотря на колоссальную работу по развитию дистанционных сервисов.

— Как вы оцениваете потенциал местного рынка?

— Сейчас Петербург третий для нас по объему активов город после Москвы и Казани, где второй офис появился немного раньше. Но со временем он может стать вторым, просто исходя из размера самого города и валового регионального продукта. Поэтому я не исключаю, что в перспективе у нас появится третье отделение в Петербурге.

— Какие приоритетные задачи перед вами стоят применительно к Петербургу?

— Первичным для нас являются инвестиции в человеческий капитал. Мы вышли в Петербург не тогда, когда у нас появились деньги, а когда нашли команду, которая могла продуктивно организовать работу. Петербург — один из главных образовательных центров России, который рекрутирует таланты со всей страны. Это дает нам возможность брать на работу потрясающих высококлассных специалистов, многие из которых затем переходят на работу в нашу штаб-квартиру и участвуют в глобальных проектах. В городе особенно сильна экспертиза по инструментам фиксированного дохода.

В условиях автоматизации роль человеческого фактора в нашем бизнесе по-прежнему остается ключевой. Более половины наших сотрудников — консультанты, которые работают непосредственно с клиентами. В этом плане доверительные отношения с клиентами и команда — главные наши активы. Это гораздо важнее, чем любые лицензии, капитал и даже технологии, поскольку успешное создание передовых технологий и привлечение капиталов в конечном счете зависит от качества работы сотрудников.

— Отличается ли новый офис по своему формату чем-то от подразделений в других городах?

— Придя в любое наше отделение, клиент должен получить полный набор банковских и инвестиционных сервисов. Мы стараемся привести все офисы к единому стандарту в плане интерьера, линейки услуг и продуктов, качества обслуживания. Нам очень важно, чтобы клиент воспринимал нас как единое пространство, где ему предоставят консультационную помощь по любому вопросу.

— Во время пандемии наблюдался всплеск интереса к фондовому рынку. Сохранился ли он сейчас?

Фото: Евгений Павленко

— Частные инвесторы «распробовали» фондовый рынок и получили колоссальный положительный опыт. Конечно, рост проникновения не может быть бесконечным, но пока приток клиентов сохраняется. Кроме того, стремительно улучшается качество клиентов. Те инвесторы, которые пришли в прошлом году, сейчас активно пополняют свои счета и делятся опытом с родственниками и знакомыми, что провоцирует сохранение высоких темпов роста.

— Что повлияло на интерес к рынку розничных инвесторов?

— С одной стороны, в марте 2020 года произошло падение глобального фондового рынка, что привело к снижению стоимости ряда компаний. Одновременно с этим люди отказались от крупных покупок во время пандемии, в результате чего у них были свободные средства. Это наложилось на минимальные процентные ставки, которые с точки зрения подавляющего большинства не покрывали собственных инфляционных ожиданий. Поэтому потребители решили, что неплохо будет вложить часть своих сбережений, чтобы они работали.

— Как вы конкурировали за новых клиентов с другими игроками?

— Самый главный фактор в инвестиционном бизнесе — рекомендации действующих клиентов. У нас довольно высокий уровень лояльности, в результате чего большая доля клиентов приходит к нам по рекомендации. Важную роль сыграла развитая IT-платформа, которая справились с наплывом новых клиентов.

Еще одним значимым фактором стало качество экспертизы. Согласно ренкингам, наше аналитическое подразделение является самым крутым в России. Мы пытаемся формировать для клиентов инвестиционные идеи и делать для них понятные тизеры, объясняя, почему те или иные акции представляют интерес и могут стоить больше. Одна из наших ключевых компетенций — доступ к глобальным рынкам и присутствие в сегменте технологических компаний, которые проходили первичное размещение на рынках США.

— Несколько лет назад вы начали работать с корпоративными и институциональными клиентами. Довольны ли вы результатами, учитывая высокую конкуренцию со стороны крупных банков?

Фото: Евгений Павленко

— Наше конкурентное преимущество — инфраструктура, которая позволяет обрабатывать более миллиона клиентских заявок в день, проводить по ним расчеты и делать огромное количество транзакций, в том числе депозитарных. Корреспондентские отношения, позволяющие обслуживать миллиардный оборот по чистым расчетам, есть у единичных компаний. Мы стали окном в Америку для огромного количества даже более крупных банков и брокеров, которые направляют свой поток через нас. Западные партнеры тоже в этом заинтересованы, потому что мы хорошо знаем особенности российского рынка и не приводим им токсичных клиентов.

— Ставите перед собой задачу в принципе повышения именно инвестиционной культуры?

Фото: Евгений Павленко

— В прошлом году в наших обучающих мероприятиях приняло участие несколько десятков тысяч человек, что делает нас одной из наиболее масштабных образовательных платформ в бесплатном и платном формате. Прежде чем построить доверительные отношения с клиентами, индустрия десятилетиями боролась с очень низким уровнем доверия. В какой-то момент накопленный личный опыт миллионов клиентов и положительные рекомендации создали цепную реакцию.

Большинство людей понимает, что инвестиции на фондовом рынке — более рискованная история, чем банковский депозит. Другое дело, что всегда есть люди, которые начинают убеждать себя и всех вокруг в том, что их ввели в заблуждение. Представители Нью-Йоркской фондовой биржи сказали очень мудрую вещь: роль регулятора на рынке ценных бумаг состоит не только в защите добросовестных инвесторов от недобросовестных профессиональных участников рынка, но и защите добросовестных профессиональных участников от недобросовестных инвесторов.

Избавление индустрии от недобросовестных практик — в том числе и наша задача. Давать невыполнимые обещания — самый верный путь к разрушению отношений с клиентом. Любой достаточно давно существующий бизнес давно выучил урок: ты зарабатываешь на своем клиенте, только если он живет с тобой годами и рекомендует тебя своему окружению. Если этого не происходит, маркетинговые усилия никогда не окупятся. В этом отношении мы на одной стороне с регулятором и точно так же заинтересованы, чтобы клиенты не вводились в заблуждение и действовали максимально осознанно.

ООО ИК «Фридом Финанс»

Ознакомиться с условиями управления активами ИК «Фридом Финанс» можно по ссылке

Вся лента