Электросамокаты подвозят к стандарту

Какие проблемы возникают у граждан и власти из-за отсутствия правил

Борьбу с электросамокатами возглавили регионы. Пока принятие федерального законопроекта буксует, субъекты сами решают, по каким правилам ездить горожанам на средствах индивидуальной мобильности. Не ограничены в своем выборе и полицейские. Они признают самокатчиков то пешеходами, то водителями мопедов. Например, жительницу Екатеринбурга на днях оштрафовали за езду без прав. Как подвешенный статус самокатов создает проблемы для их владельцев и чиновников? Об этом — Иван Корякин.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Мало того, что 20-летнюю жительницу Екатеринбурга госпитализировали с ушибами после ДТП, когда она вернулась домой, то еще и обнаружила протокол за езду без прав. Удостоверения категории «М» у нее никогда и не было. Для девушки стало сюрпризом, что ее самокат — это, оказывается, мопед.

Но ГИБДД виднее. В ходе расследования ДТП там выяснили, что мощность ее средства передвижения больше 350 ватт. А значит, это транспортное средство, а девушка, к ее собственному удивлению, водитель. Удивился умению полицейских так точно определять характеристики самокатов и адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько: «Не просто мощность, а, как написано в правилах дорожного движения — “номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки”.

При этом не понятно, каким образом мощность по данным критериям определяется в каждом конкретном случае.

Дело в том, что ни в одном руководстве по эксплуатации, инструкции на сайте производителя не указывается, что эта мощность является “номинальной максимальной” именно в режиме длительной нагрузки».

Судя по фотографиям, опубликованным в соцсетях, девушка передвигалась на электросамокате Kugoo max speed, а это, действительно, мощное устройство, способное разгоняться до 40-50 км/ч. Хотя девушка утверждает, что в момент аварии она ехала не быстрее 15 км/ч.

В комментариях под фотографиями, к слову, ее скорее осудили: «Давно пора оштрафовать! Ходить из-за них страшно». Популярным оказалось и противоположное мнение: «Какие права нужны, что за глупость?» Ну и, наконец, нейтральное: «Где им ездить-то? По дороге — опасно, по тротуару — опасно». Это мнение тоже собрало лайки.

Три этих комментария как нельзя лучше отражают расклад сил в любом российском городе, где появились электросамокаты. И споров, и штрафов будет только больше, пока не приняты общие правила, говорит организатор движения Let’s kick Александр Нилов: «Суды в разных городах страны признают самокатчиков примерно на одних и тех же самокатах то водителями мопедов, то пешеходами. Соответственно, санкции различаются очень сильно.

Ни сотрудники ГИБДД, ни судьи не могут прийти к какому-то единому решению, у нас нет единой практики».

А ее, видимо, и не будет, пока буксует рассмотрение законопроекта Минтранса, документ, уверены собеседники “Ъ FM”, навел бы хоть какой-то порядок. Чиновники в регионах, будто делая вид, что федерального проекта не существует, сами предлагают варианты решения проблемы: ограничение скорости до 5 км/ч , авторизация через Госуслуги — это реальные идеи.

Но возглавляет борьбу с электросамокатами Следственный комитет: в Санкт-Петербурге, где сервис не обеспечил безопасность пешеходов, заведено уголовное дело, а в Новосибирске проводится проверка по факту «бесконтрольного массового предоставления в аренду» самокатов.

Одними запретами проблему не решить, говорит автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман: «Во-первых, нужно все-таки понять, что это такое. Можно ли им выезжать на проезжую часть или велодорожку, или они должны ездить и пугать пешеходов. А второй момент — создавать связную вело-инфраструктуру — безопасную и комфортную, чтобы у людей, которые едут быстрее пешеходов, но медленнее машин, было свое место, и они не рисковали своим здоровьем и здоровьем окружающих».

В Москве сервисы аренды, предвидя требования властей, ограничивают скорость до 15 км/ч в час в людных зонах. А мэрия ночами чертит временные полосы. Но в некоторых регионах пока либо не знают, как решать проблему, либо не хотят усложнять себе работу. Ведь создавать запреты куда проще, чем инфраструктуру.

Вся лента