Центробанк проводит ревизию
По каким критериям регулятор составляет черный список
Центробанк опубликовал список псевдоброкеров и финансовых пирамид. В него попали несколько известных крупных зарубежных компаний. В поисках недобросовестных участников экономического рынка специалисты мониторят интернет и собирают отзывы клиентов. На сайте ЦБ заработал сервис проверки: достаточно вбить название компании, чтобы узнать, есть ли она в черном списке. Реестр пополняется еще до принятия судебных решений, чтобы меньше клиентов успели потерять деньги. Поможет ли такой сервис распознать мошенников? Об этом — Сергей Гусев.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Предположительно Центробанк считает мошенническими более 1800 организаций. Список будет пополняться и дальше: сначала раз в десять дней, потом — чаще. Активно предлагают помощь общественные объединения. Кроме того, ЦБ призвал граждан сообщать о сомнительных финансовых организациях, гарантируя анонимность информатору. Польза сервиса в том, чтобы каждый потенциальный клиент мог проверить, стоит ли нести деньги компании, которая, например, обещает заманчивую доходность.
И это дает ориентир массовому инвестору, говорит глава инвесткомпании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. «Можно посмотреть список и узнать, есть ли в нем интересующая тебя компания. Если ее в списке нет, все узнаешь на своем опыте. Ведь нормально посчитать брокеров, управляющие компании, наверное, не хватит пальцев рук, ног. А еще вокруг них колоссальное количество непонятно чего: компании, представляющие из себя черную дыру. Обозначить это явление — полезная штука»,— резюмирует Хохрин.
Впрочем, участники рынка признали, что далеко не каждый инвестор отправится на сайт ЦБ в поисках сервиса по проверке потенциальных мошенников. По мнению независимого эксперта по финансовым рынкам Алексея Бушуева, регулятор мог бы помечать и сомнительные организации в поисковой выдаче: «Это ориентир и для рекламных площадок, которые на этом очень хорошо зарабатывают. Как только Центробанк взялся фильтровать Forex, мы четко увидели, что “forex-кухни” потерялись в выдаче “Яндекса”, их там не стало. И если у “Яндекса” будет веские основания, черный список для выдачи не останется. Многие туда не придут, поскольку их там не найдут».
А если компания попала в черный список незаслуженно? Тогда остается судиться с ЦБ, отмечает зампредседателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов:
«Можно даже попытаться получить компенсацию.
Недовольный клиент может обратиться в Центробанк с сообщением о недобросовестности организации. И если действительно честная компания попала в такой список, то ей необходимо обратиться в суд, например, с заявлением о защите деловой репутации, для того чтобы убрали из этого списка и возместили убытки».
В самом Центробанке заявили, что к искам готовы, хотя особых рисков для себя не видят. Вся система с черным списком выглядит логично, если бы не одно обстоятельство — поисковая система сервиса обнаружила признаки «нелегальной деятельности на финансовом рынке» у ряда крупных зарубежных брокеров. Например, Exante, Swissquote и Interactive Brokers. Последний имеет лицензию в США и регулируется гораздо жестче, чем российские компании.
Как объяснить наличие уважаемых организаций в одном ряду с откровенными «forex-кухнями», пока совершенно неясно, и это дискредитирует всю идею такого реестра ЦБ, отметила независимый финансовый советник Наталья Смирнова. «Возникает вопрос доверия. Грош цена списку, если тут соседствует какая-то шарашкина контора и, например, абсолютно легальный крупный зарубежный брокер. А тогда, простите, чем они отличаются от наших брокеров? Это те же самые брокерские услуги, но регулируются наши гораздо более мягко, чем Exante, Swissquote и Interactive Brokers. Получается, наши брокеры еще более мошенническая организация? Этак мы далеко уедем».
Центробанк не намерен самостоятельно наказывать фигурантов нового черного списка: регулятор лишь направит материалы силовым структурам. Поэтому материальный ущерб крупным международным площадкам не грозит, только репутационный. Хотя, как отмечают участники рынка, тот же Interactive Brokers в России практически не рекламируется.