ЗСД предоставят кредитные развязки
Банки профинансируют расширение инфраструктуры на платной магистрали Петербурга
По данным “Ъ”, сегодня в рамках ПМЭФ администрация города подпишет соглашения с банками о финансировании строительства двух развязок с платной трассой — Западным скоростным диаметром (ЗСД). Речь идет о съезде на Витебский проспект, который обеспечит примыкание ЗСД с перспективной Широтной магистралью скоростного движения (ШМСД) на юге города, и части развязки в районе Шкиперского протока на Васильевском острове. Кредиторами станут традиционные партнеры Петербурга — ВТБ, Газпромбанк и Евразийский банк развития. Съезды призваны повысить трафик на магистрали и окупаемость проекта.
Строительство Витебской развязки протяженностью около 2,6 км будет финансировать синдикат банков, сообщил “Ъ” заместитель председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Денис Ильин. Стоимость строительства оценивается в 27 млрд рублей, из которых около 10 млрд будет выделено финансовыми организациями. Объем вложений каждого из банков еще уточняется, добавил он. Предполагаемый срок строительства составит четыре года, таким образом, трасса может быть введена к 2025 году. Эксплуатацию до 2042 года в рамках соглашения о ГЧП будет осуществлять ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС). В ВТБ и Газпромбанке не прокомментировали информацию.
Оператор ЗСД — МСС — на 100% принадлежит «Холдингу МСС» (контролируется структурами ВТБ). Во втором полугодии 2021 года ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» планирует закрыть сделку по продаже 24,99% в капитале холдинговой компании суверенному фонду Катара (Qatar Investment Authority, QIA). В 2020 году выручка МСС превысила 8 млрд рублей, убыток составил 332 млн рублей. Соглашение о ГЧП предусматривает минимальный гарантированный доход, который должен получить концессионер от эксплуатации ЗСД (запущен в 2016 году), недостающая сумма компенсируется из бюджета города. В 2020 году субсидия не выплачивалась.
Витебская развязка — это фактически первый этап строительства ШМСД, также известной под названием Восточный скоростной диаметр, которая протянется от южного участка ЗСД почти до Всеволожска (общая протяженностью 27,4 км). В некоторых документах городских властей ранее упоминались сроки ввода всей магистрали в 2024 году, впрочем, сейчас власти заявляют об открытии движения по ней только к 2030 году. Частные инвестиции для строительства ШМСД оцениваются в 170 млрд рублей. «Мы надеемся, что наше сотрудничество с городом будет продолжаться. Мы заинтересованы в проекте ШМСД, ожидаем, что на следующем ПМЭФ будет объявлено о дальнейших этапах строительства»,— добавил господин Ильин.
Вторая развязка, соглашение о финансировании которой заключит сегодня город,— это съезд в районе Шкиперского протока. Концедентом этого строительства будет Петербург. ЕАБР выделит дополнительно 1,5 млрд рублей к текущей кредитной линии с лимитом в 6 млрд рублей на строительство развязки на Васильевский остров, пояснил господин Ильин. Городские власти планировали объявить конкурс на участок еще в 2020 году, тогда потенциальный ввод магистрали мог состояться в 2022 году, но сроки затянулись из-за ограниченности бюджетных средств. В ближайшие годы, по данным “Ъ”, будет введен съезд на намывные территории, а также заезд на юг и потенциально на север ЗСД, но пробивка Шкиперского протока (упирается в улицу Кораблестроителей), которая оценивается в 5 млрд рублей и позволяет проехать в глубь Васильевского острова, еще не подтверждена (см. “Ъ” от 05.06.2020).
ЗСД регулярно достраивается из-за постоянного обновления городской застройки и, как следствие, существенного прироста автомобильного трафика, поэтому строительство развязок должно разгрузить дороги и уже имеющиеся съезды, на которых скапливаются пробки, говорит генеральный директор инжиниринговой группы «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев.
От развития инфраструктуры на ЗСД напрямую зависят популярность трассы и окупаемость инвестиционных вложений. По данным ЕАБР, с вводом Шкиперской развязки трафик увеличится на 6,5%. Интенсивность движения на этом участке может достигнуть более 50 тыс. машин в сутки, отмечает господин Плиев. По его оценке, полное возведение плановых проектов по Витебской развязке может увеличить трафик до 100 тыс. автомобилей в сутки. Среднесуточное число транзакций по ЗСД сейчас составляет 390 тыс.