Нижегородцы вернулись с пустыми карманами

Посещаемость моллов Нижнего Новгорода выросла, а покупательная способность снизилась

Владельцы торговых центров Нижнего Новгорода рассказали “Ъ-Приволжье”, что посещаемость моллов почти вышла на допандемийный уровень, отставание составляет 5–7%. Качественные торговые центры заполнены почти полностью, в моллах со слабой концепцией и окружного значения вакантны 15–20% площадей, подсчитали аналитики. В то же время покупательная способность нижегородцев снижается, отмечают участники рынка: снижается количество покупок, а средний чек растет только из-за инфляции.

Пандемия в меньшей степени сказалась на выручке крупных ритейлеров, которые предоставляли скидки покупателям

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Генеральный директор ООО «Директория» (управляет торговыми центрами «Седьмое небо», «Жар-Птица», «Фантастика», «Республика» девелоперской компании «Столица Нижний») Александр Кокович рассказал “Ъ-Приволжье”, что посещаемость нижегородских моллов группы почти полностью восстановилась. Отставание от первых кварталов 2019–2020 годов составляет 5–7%, уточнил господин Кокович.

Генеральный директор ООО «Электроника-НН» (владеет 50% долей ТЦ «Небо») Сергей Кузнецов сообщил, что в начале года посещаемость нижегородских ТЦ была на 30% ниже, чем в допандемийном 2019 году, сейчас, по его оценкам, она ниже на 15–20%, но к концу года операторы моллов ожидают ее полного восстановления. Что касается наполняемости торговых центров, то, по словам Александра Коковича, она находится на уровне почти 100%: «Заявления на съезд есть, но они носят точечный характер, и их места уже занимают другие сетевые арендаторы. Новых арендаторов в нижегородских торговых центрах немного, поскольку иностранные бренды, которые выходят на российский рынок, в основном остаются в пределах московского региона».

Сергей Кузнецов рассказал, что из торговых центров уходят индивидуальные предприниматели, у которых не было запаса прочности, и они не смогли пережить восьми месяцев простоя.

Но приходят крупные сетевые ритейлеры, в частности ТЦ «Небо» находится на стадии подписания договоров с продавцами одежды, спортивных и детских товаров.

Что касается взаимоотношений арендаторов и операторов моллов, Александр Кокович отмечает: популярность набирает новая тенденция привязывать арендную ставку к предполагаемой маржинальности проекта. Сергей Кузнецов подтверждает, что такая модель более выгодна обеим сторонам, поскольку арендная ставка платится как процент от выручки арендатора. Владельцы торговых центров пока продолжают предоставлять скидки арендаторам, но происходит это уже в индивидуальном порядке по договоренности.

Хотя посещаемость торговых центров растет, покупательная способность нижегородцев снизилась и продолжает падать.

«Сокращается общее количество покупок, при этом растет показатель среднего чека в первую очередь за счет инфляции.

Население вкладывает свободные ресурсы или перераспределяет их в силу отсутствия поездок в товары, опасаясь дальнейшего падения курса рубля. Особенно это заметно, к примеру, в сегменте бытовой техники»,— комментирует Александр Кокович. Тем не менее спрос «эластичен» и зависит от цен, растут обороты у крупных федеральных сетевых и международных ритейлеров, у которых выстроена стратегия предоставления скидок. А на фоне роста цен нижегородцы отдают предпочтение «давно знакомым брендам с хорошей репутацией на рынке». Сергей Кузнецов подтверждает, что нижегородцы стали подходить к тратам более осмысленно, чем раньше, и стараются экономить.

По оценкам консультантов по торговой недвижимости компании Idem, посещаемость торговых центров Нижнего Новгорода в среднем отстает на 15–20% от первых кварталов 2019–2020 годов. Руководитель отдела стратегического консалтинга Idem Денис Зыков полагает, что к концу года она восстановится до 90–95%, но полного восстановления в ближайшее время ожидать не стоит, поскольку кроме пандемии необходимо учитывать и влияние онлайн-торговли.

Наполняемость торговых центров сейчас как никогда зависит от их качества, и, по подсчетам Idem, в качественных моллах свободно 3–5% площадей, тогда как в районных и в магазинах со слабой концепцией вакантными остаются 15–20% площадей.

В любом случае, говорят консультанты, рынок сжимается как для региональных, так и для федеральных игроков из-за снижения реальных доходов населения.

Idem отмечает, что покупательная способность снижалась начиная с 2013 года, в 2020 году был шанс на ее восстановление, но пандемия его подорвала.

В консалтинговой компании считают, что привязка арендной платы к проценту от товарооборота — «не что иное, как разделение рисков между арендатором и арендодателем». «Следует отметить, что некоторые арендодатели выиграли от этого, получив больший арендный доход. Практика такого подхода еще больше стимулирует арендодателей эффективно работать со своим объектом, искать возможности увеличить посещаемость, сформировать правильный пул арендаторов, работать над концепцией», — говорит Денис Зыков.

Александра Викулова

Вся лента