В онлайн вышли со своим
Глобальные производители доверят сервисам доставки эксклюзивные продукты
Рост онлайн-продаж продуктов питания стимулирует крупнейших производителей расширять партнерства с игроками e-commerce. Так, сервис «Самокат» договорился с PepsiCo, Unilever и Kraft Heinz о поставках эксклюзивных наименований напитков, чая, мороженого и снеков. Поставщики таким образом могут получить гарантированное место «на полке», особое ценообразование и продвижение за счет сервиса.
Глобальные производители продуктов питания PepsiCo (бренды Pepsi, Lay’s, J7, «Домик в деревне» и др.), Unilever (марки Calve, Knorr, «Инмарко», Lipton и пр.) и Kraft Heinz (Heinz) договорились с сервисом экспресс-доставки «Самокат» о поставках эксклюзивных товаров. Об этом “Ъ” рассказал представитель «Самоката». PepsiCo, Unilever, «Самокат» и «Сбер» подпишут соответствующее соглашение в рамках Петербургского международного экономического форума 3 июня. Специальный ассортимент будет включать соки, чай, мороженое, соусы, газированные напитки и чипсы. Продажи должны начаться в конце августа. В «Самокате» сообщили, что со своей стороны займутся продвижением этих позиций внутри приложения и также организацией крупных внешних рекламных кампаний. В российском Kraft Heinz “Ъ” не ответили.
«Самокат» входит в совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group. Занимается экспресс-доставкой продуктов питания и товаров повседневного спроса в 15 городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург. По данным Infoline, по итогам первого квартала 2021 года «Самокат» управлял 550 dark store, ближайший конкурент — «Яндекс.Лавка» — 330 объектами.
По итогам 2020 года выручку «Самоката» Infoline оценивало в 9,5 млрд руб., что соответствует восьмому месту в рейтинге крупнейших продавцов продуктов питания в онлайн-канале.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что о производстве эксклюзивных товарных позиций продуктов питания крупнейшие поставщики в России обычно договариваются с федеральными сетями уровня «Пятерочки» (входит в X5 Group) и «Магнита», а для онлайн-канала это новая история. Тем более что в данном случае партнером выбран «Самокат» — далеко не крупнейший игрок в сегменте, отмечает он. По словам эксперта, производители стараются таким образом занять условное «место на полке» в dark store товаром, для которого может быть реализована особая схема ценообразования из-за отсутствия прямых аналогов, расширить партнерство с «Самокатом», который делает сильный акцент на собственные торговые марки (СТМ). Это, добавляет он, позволяет дифференцироваться от конкурентов, и закрепиться в динамично растущем канале онлайн-продаж. По оценкам Infoline, в первом квартале 2021 года продажи продуктов питания в онлайн-канале в России выросли в четыре раза, до 70 млрд руб., год к году.
Президент «PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия» Давид Манзини и президент компании Unilever в России, Украине и Белоруссии Регина Кузьмина объясняют интерес к проекту перспективами e-commerce. Как отмечает госпожа Кузьмина, к 2022 году ожидается рост онлайн-продажах FMCG-товаров на уровне 30–35% и компания планирует расширять присутствие в сегменте.
В PepsiCo намерены продавать в «Самокате» текущий ассортимент, импортную продукцию и эксклюзивные товары. По словам Михаила Бурмистрова, разработка эксклюзивных продуктов для производителя не несет таких рисков, как поставки под СТМ сетей: в крайнем случае специальный товар можно предложить другому продавцу, пусть и по сниженной цене.
В Danone заявили, что видят перспективы онлайн-каналов в части создания специальных предложений, но говорить о конкретных проектах там не готовы. В Mars говорят, что планов делать эксклюзивные продукты для площадок пока нет. В «Яндекс.Лавке» заявили, что рассматривают такие возможности в случаях, где это будет иметь экономический смысл. «Сейчас мы больше сконцентрированы на работе с нашей собственной торговой маркой и региональными поставщиками»,— говорят там.