Рога врозь
Из «Пермгорэлектротранса» могут выделить автобусную компанию
Пермский муниципальный перевозчик «Пермгорэлектротранс» может быть реорганизован в два предприятия. Первое, предположительно, останется муниципальным и продолжит заниматься обслуживанием трамвайных маршрутов. Второе будет приватизировано и сконцентрируется на рынке автобусных перевозок. Пермское УФАС считает, что такая реорганизация будет соответствовать актуальному законодательству, запрещающему МУПам заниматься автобусными перевозками. Перевозчики полагают, что реорганизация «Пермгорэлектротранса» не увеличит конкурентоспособность предприятия, но может оптимизировать убытки.
Как стало известно „Ъ-Прикамье“, в мэрии Перми начали обсуждать варианты реорганизации МУП «Пермгорэлектротранс».
В пресс-службе мэрии Перми это подтвердили, пояснив, что процесс связан с изменениями закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно новым нормам, унитарное предприятие может перевозить пассажиров трамваями, но не автобусами. Сейчас муниципальное предприятие занимается пассажирскими перевозками как автомобильным, так и электрическим транспортом.
По данным городской администрации, рассматривается несколько вариантов реорганизации. «Это может быть организация, которой по-прежнему будут осуществляться и трамвайные, и автобусные перевозки. Или, в случае участия в какой-либо из федеральных программ модернизации общественного транспорта (с использованием механизмов ГЧП, концессии и так далее), будет целесообразнее выделить трамвайное предприятие в отдельную структуру»,— сообщили в пресс-службе мэрии. Решение о реорганизации необходимо принять до 2025 года.
По данным „Ъ-Прикамье“, в качестве основного рассматривается вариант, когда автобусные и трамвайные перевозки будут оформлены на два разных юрлица.
«Пермгорэлектротранс» начал заниматься автобусными перевозками с 2019 года. До этого предприятие занималось только электротранспортом — трамваями и троллейбусами. Сейчас МУП выполняет около 20% транспортной работы в Перми. По итогам 2020 года, выручка предприятия составила 1,413 млрд руб., чистая прибыль — 23,6 млн руб.
Руководитель Пермского управления ФАС Александр Плаксин сообщил „Ъ-Прикамье“, что антимонопольное ведомство устраивают все обсуждаемые варианты реорганизации «Пермгорэлектротранса».
«Действующее законодательство не требует реорганизовывать МУПы, занимающиеся перевозками в сфере городского электротранспорта, они могут быть сохранены. Но на деятельность предприятий, которые параллельно занимаются автобусными перевозками, эта норма не распространяется. Следовательно, оба варианта отвечают требованиям закона и имеют право на существование. Думаю, мэрия выберет тот, который будет более экономически и управленчески целесообразным»,— пояснил руководитель управления.
Бывший директор «Пермгорэлектротранса», депутат Пермской думы Александр Филиппов отметил, что «трамвайные перевозки вряд ли могут существовать вне МУПа». «Скорее всего, вариант с реорганизацией МУПа в два предприятия связан именно с этим. Электрический транспорт останется в рамках муниципального предприятия. Учитывая внимание, которое город уделяет развитию этого вида транспорта, его стоит попытаться сохранить в муниципалитете. А часть компании, занимающаяся автобусными перевозками и работающая в конкурентной среде, может быть приватизирована»,— считает депутат.
Директор пермского филиала «Автомига» Игорь Сасунов полагает, что реорганизация «Пермгорэлектротранса» не приведет к росту конкурентоспособности предприятия.
«О какой конкуренции можно говорить, если теперь перевозчики работают на пятилетних контрактах? Сейчас конкуренция возникает только при проведении конкурсных процедур и исполнении контрактов. На одном маршруте не могут работать несколько перевозчиков. Любая реорганизация „Пермгорэлектротранса“ не приведет к повышению его конкурентоспособности. Скорее, это поможет оптимизировать убытки»,— поделился перевозчик.