Россия и Германия обменялись авианевлетами
Конфликт с отменой рейсов не был связан с Белоруссией
Как выяснил “Ъ”, краткий конфликт между авиарегуляторами РФ и Германии, вызвавший взаимные отмены рейсов, не был связан с Белоруссией. По словам источников “Ъ”, спор возник из-за намерения «Аэрофлота» получить разрешения на дополнительные грузопассажирские рейсы в Германию, которые немецкая сторона предоставлять отказалась. В ходе переговоров Росавиация пыталась надавить, отменив разрешения на два рейса Lufthansa, после чего немецкий регулятор ответил тем же. Теперь стороны, которые так официально и не пояснили причины конфликта, заявляют о его разрешении. Получить дополнительные рейсы «Аэрофлоту» не удалось.
Начало июня ознаменовалось необычным для последних лет конфликтом авиационных регуляторов России и Германии. Так, 1 июня немецкая Lufthansa отменила запланированные на следующий день рейсы в Москву и Петербург. В компании объяснили это решение отсутствием разрешения со стороны российских регуляторов. Со сходной проблемой в тот же день, 1 июня, столкнулись в российской S7, которая не смогла отправить рейс в Берлин. Затем 2 июня стало известно, что «Аэрофлот» отменил намеченные на 3 июня рейсы во Франкфурт и Мюнхен, поскольку разрешения не дала немецкая сторона.
В Минтрансе ФРГ пояснили (цитата по ТАСС), что отмена российских рейсов стала зеркальной мерой:
«Российское ведомство своевременно не выдало разрешение на полеты Lufthansa в июне, так что они были отменены. На основе взаимной практики Федеральное авиационное ведомство не выдало разрешения на полеты российских авиакомпаний до тех пор, пока с российской стороны не последует разрешение».
Однако довольно быстро конфликт был улажен. Уже днем 2 июня глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что проблема с отменами рейсов решена, от дополнительных комментариев в агентстве отказались. Вечером 2 июня в Lufthansa сообщили “Ъ”, что перевозчик получил «недостающие разрешения на полеты своих пассажиров в Россию и не ожидает дальнейших отмен рейсов из Франкфурта в Москву и в Санкт-Петербург». Аналогичным образом о получении разрешений от Германии заявили вечером 2 июня представители S7 и «Аэрофлота».
Ни одна из сторон так и не прокомментировала причины конфликта. В публичном пространстве его связывали с прежними спорами о полетах над Белоруссией (см. “Ъ” от 28 мая), но, по данным “Ъ”, нынешняя проблема к той не имеет отношения.
Как выяснил “Ъ”, начальной точкой конфликта стало желание «Аэрофлота» увеличить число грузопассажирских рейсов в Германию с начала июня. Между тем традиционно в международном сообщении число рейсов, выполняемых перевозчиками каждой страны, устанавливается паритетно. «В Германии отказались выдавать допуски еще на этапе предварительных переговоров, после чего Росавиация приступила к ответным мерам»,— уверяет собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Действительно, именно российская сторона первой отменила разрешения для Lufthansa.
Той же версии событий придерживаются собеседники “Ъ” в других авиакомпаниях.
«"Аэрофлот", помимо регулярки, поставил очень большое количество грузопассажирских рейсов — на них нет формальных ограничений, какие есть с регулярными. Германия им отказала, и все попали под раздачу»,— отметили в одном из авиаперевозчиков.
В «Аэрофлоте» ситуацию комментировать не стали. Гендиректор компании Михаил Полубояринов заявил ТАСС, что она получила разрешения от Германии на выполнении летом 28 рейсов в неделю. Судя по данным Flightradar24, именно столько «Аэрофлот» и выполнял в мае, то есть дополнительных разрешений добиться не удалось.
«На фоне напряженной внешнеполитической ситуации любая проблема с заявками авиакомпаний может привести к отказу по формальным причинам. И там, где раньше стороны пошли бы друг другу навстречу, сейчас ограничиваются констатацией ошибки (в заявке) и отказом на полет»,— говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Грузопассажирские перевозки требуют получения разовых разрешений, поэтому ведомства обеих стран, полагает он, могут затягивать их выдачу, используя аргумент о «чрезмерной загруженности». Если у «Аэрофлота» действительно возникла потребность в дополнительных полетах, то в целом их можно было получить без особых войн, полагает господин Пантелеев. Но ситуация с Белоруссией, отмечает он, «спровоцировала общую напряженность, на фоне которой все отношения обострились».