Форум пониженной международности

Александр Габуев об участниках ПМЭФ и их настроениях

Петербургский международный экономический форум в этом году получился наименее международным за всю историю. С одной стороны, чего еще можно было ждать на второй год пандемии, когда многие границы еще закрыты, по миру гуляют новые штаммы коронавируса, а РФ по доле вакцинированного населения в самом хвосте. Стоило бы удивиться, что ПМЭФ вообще проводится очно — многие мероприятия, тот же Давос, так и не вышли из онлайна.

ПМЭФ-2021. День второй. Главное

Смотреть

Фото: Московский центр Карнеги

С другой стороны, иностранцев мало даже для пандемии. Достаточно сравнить программу ПМЭФ и апрельского Боаоского экономического форума, главного делового мероприятия КНР, а также выездных региональных сессий того же Давоса. В Петербурге важным гостем стал Катар, традиционные бизнес-диалоги с российскими партнерами проводят Германия, Франция, Италия и Финляндия, есть мероприятия по Латинской Америке и Африке — но и только. Из Китая почти никто не приехал.

Крупные корпорации за редкими исключениями представлены руководителями местных подразделений, иностранных «звезд» можно пересчитать по пальцам.

Вряд ли проблемы возникли исключительно санитарно-эпидемиологического свойства, и сомнительно, что иностранцев оттолкнула выросшая цена участия. Более вероятные причины — в состоянии российской экономики, которой форум преимущественно посвящен.

После падения на 3% в кризисном 2020 году ВВП может вырасти, по прогнозам ЦБ и Минэкономики, до 4%, то есть до уровня 2019 года не доберется. Существенных факторов для того, чтобы Россия росла быстрее среднемировых темпов, пока не видно, как это с грустью отмечают высокопоставленные участники ПМЭФ уже не первый год. С потребительским спросом еще хуже, располагаемые доходы населения снижаются с 2013 года, и при отсутствии быстрого роста даже точечные выплаты, анонсированные президентом, вряд ли изменят картину.

Соответственно, расширять свой бизнес иностранным компаниям в России сложно — тут бы не потерять, что уже имеешь. Собственно, подавляющая доля иностранцев на ПМЭФ — представители компаний, уже работающих в РФ и стремящихся сохранить позиции.

Помимо цифр вряд ли иностранный бизнес может сильно воодушевить магистральное направление экономической дискуссии в России с ее креном в изоляцию.

С 2014 года панели, посвященные санкциям, давно стали для ПМЭФ такой же привычной рутиной, как сессии по налогам или искусственному интеллекту. Цифровой суверенитет, дедолларизация, замещение иностранных технологий — темы, которые могут радовать чиновников и близкий к власти бизнес, но не работающих в России иностранцев.

Вряд ли улучшает их настроение и скромный, но красноречивый стенд Генпрокуратуры. А также «приз зрительских симпатий», который он на днях получил.

Вся лента