«Хотите сажать, сажайте»
Сергей Фургал не убедил суд в болезни
Басманный райсуд в четверг продлил до одного года срок ареста экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, которого Следственный комитет России (СКР) считает заказчиком двух убийств и покушения 16-летней давности. Обвиняемый просил суд направить его на лечение в больницу, заявив при этом, что его дальнейшее нахождение в СИЗО приведет «к инвалидности или летальному исходу».
Басманный суд рассмотрел ходатайство руководителя следственно-оперативной группы СКР Александра Реченского о продлении ареста Сергея Фургала до 7 июля или до 1 года с момента задержания. На заседание пустили только его участников. Доступ остальным на процессы, касающиеся «дела Фургала», по установившейся еще летом прошлого года традиции, был закрыт. Следствие, как уже сообщал “Ъ”, полагает, что «участники уголовного судопроизводства» находятся под угрозой и публичное обсуждение их установочных данных в суде нежелательно по соображениям безопасности.
Однако на процессе, по данным тех, кому все же удалось присутствовать на нем, было сделано сразу несколько исключений.
В первую очередь, для самого Сергея Фургала — главному обвиняемому разрешили поучаствовать в суде лично.
До этого, напомним, экс-губернатор оспаривал принятые следствием решения, касающиеся ареста его самого и его имущества, только по видео-конференц-связи из СИЗО «Лефортово», а в последнее время и вовсе пропал после того, как оказался в тюремной больнице в связи с заболеванием коронавирусом.
Почти удалось пробраться в зал суда и небольшой группе поддержки господина Фургала из числа его друзей и близких. На второй этаж здания, где проходило заседание, их не пустили, однако опытные соратники бывшего чиновника заняли места в коридоре первого этажа, возле дверей канцелярии и конвойного помещения.
Как только обвиняемого вывели из «конвойки», общественные защитники бросились к нему, успев, по их словам, «дотронуться и крикнуть вслед слова поддержки».
В здание Басманного суда со ссылкой на карантин не пропустили сына экс-губернатора, кандидата в депутаты Госдумы Антона Фургала. По его словам, приставы, увидев знакомую фамилию в предъявленном посетителем паспорте, не дали ему даже пройти через рамку металлоискателя на входе в здание. При этом суд пошел навстречу действующему члену Совета федерации от Хабаровского края Елене Грешняковой — ей позволили присутствовать на заседании и даже зачитать там свое ходатайство об освобождении Сергея Фургала из СИЗО с заменой ареста на более мягкую меру пресечения.
Наконец, еще одним нештатным участником судебного процесса стал соратник господина Фургала Василий. Его присутствие стало, можно сказать, вынужденным. Дело в том, что адвокат арестанта Сергей Гроза привез с собой в багажнике автомобиля и потребовал приобщить к судебному разбирательству 1079 полученных им по почте заявлений от сторонников Сергея Фургала. Все эти люди гарантировали Басманному райсуду надлежащее поведение экс-губернатора в случае изменения ему меры пресечения на домашний арест, залог или подписку о невыезде.
Поскольку каждый из авторов прикладывал к заявлению свои полные установочные данные и письменную гарантию о взятии на себя финансовой ответственности в случае побега обвиняемого, приобщаемая документация была сложена в двух огромных картонных коробках, которые едва уместились в багажнике Mercedes С-класса. Поднять этот груз по лестнице на второй этаж и положить на стол судьи из всех присутствующих решился только профессиональный тяжелоатлет Василий, поэтому место в зале за ним пришлось зарезервировать.
Несмотря на впечатляющий состав участников заседания, конструктивный разговор по существу дела все равно не получился.
Представитель СКР Евгений Медведков сообщил суду, что, оставаясь на свободе, Сергей Фургал сможет скрыться, уничтожить улики, оказать воздействие на свидетелей или иным способом воспрепятствовать расследованию.
Аргументируя свою позицию, следователь заявил, что, по его мнению, арестованный экс-губернатор сохранил коррупционные связи в правоохранительной системе, которыми наверняка воспользуется, чтобы повлиять на ход разбирательства по делу.
При этом пятеро защитников экс-губернатора и сам обвиняемый говорили в основном о пошатнувшемся здоровье господина Фургала. Он, напомним, еще 7 апреля попал в тюремную больницу с коронавирусом, пролежал в ней около 40 дней, но, по мнению защиты, так и не преодолел опасную болезнь. Адвокаты рассказали, что у господина Фургала оказалось поражено пневмонией более 50% легких, однако врачи медучреждения при ФСИН из-за отсутствия необходимого оборудования не смогли точно диагностировать последствия заболевания и назначить необходимое лечение.
В связи с этим, как заявила суду защита, больной остро нуждается в освобождении из СИЗО по медицинским показателям.
Особенно эмоциональным в своем выступлении был адвокат Сергей Гроза, попросивший суд обратить внимание на сегодняшнее состояние своего клиента, в частности на «затрудненную речь, свидетельствующую о явном кислородном голодании». Он пообещал в случае согласия суда предоставить для содержания клиента под домашним арестом свою московскую квартиру. Примерно в том же духе выступил и сам экс-губернатор. «Хотите сажать, сажайте,— сказал он.— Но дайте хотя бы возможность сохранить жизнь».
Стоит отметить, что заседание длилось около четырех часов, и большая часть этого времени была отведена на выступления защитников. Однако их аргументы все равно не впечатлили судью Наталью Дударь — она пришла к выводу о том, что никаких оснований для изменения избранной Сергею Фургалу 9 июля 2020 года меры пресечения нет.