ЦБ готовит общую лицензию по инвестрискам граждан
Для управляющих компаний и страховщиков
Банк России готовится к выпуску на рынок страховых продуктов нового типа — долевого страхования жизни. Отличаться от существующих полисов страховщиков жизни они будут более рискованными инвестициями и отсутствием гарантий полного возврата клиенту внесенных средств. Для старта продаж новых полисов ЦБ предлагает унифицировать лицензии страховщиков и управляющих компаний (УК). Эксперты не ждут передела рынка доверительного управления, но предполагают существенное — до 80% — снижение продаж инвестстрахования жизни (ИСЖ).
Как стало известно “Ъ”, в рамках реформы лицензирования ЦБ планирует объединить лицензии УК и страховщиков жизни. Об этом говорится в письмах регулятора, разосланных участникам рынка и в Минфин (есть у “Ъ”), по вопросу развития института долевого страхования жизни в РФ. «Дорожная карта» по формированию доступных финансов для запуска в России инвестиционного бума, над которым работают правительство и ЦБ (см. “Ъ” от 17 мая), предполагает запуск инструментов долевого накопительного (инвестиционного) страхования жизни (unit-linked) до четвертого квартала 2022 года — «в целях привлечения физлиц к финансированию проектов при исключении регуляторного арбитража с другими инвестпродуктами». Для развития института долевого страхования жизни в России ЦБ «предлагает предоставить страховщику жизни возможность получать лицензию управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестфондами, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами (далее — лицензия УК), а управляющей компании — получать лицензию добровольного страхования жизни», говорится в письме регулятора.
Долевое страхование жизни — это комбинация услуг по страхованию и инвестированию. У такого полиса четыре принципиальных отличия от существующих на рынке программ по страхованию жизни, поясняет “Ъ” вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин. Первое — существенное расширение перечня активов, в которые может инвестировать деньги клиента страховщик (сейчас — только в ценные бумаги самого высокого уровня: государственные, муниципальные облигации, корпоративные бумаги с наивысшими рейтингами).
«Более высокодоходные инвестиции сопряжены с риском, отсюда вторая особенность таких программ,— говорит господин Дубровин,— не работает защита капитала».
Сейчас она «вшита» во все продукты по страхованию жизни и означает возврат клиенту всех или части внесенных им страховщику средств по истечении договора. Третье отличие — поскольку новый продукт более рискованный, он будет доступен только квалифицированным инвесторам. Наконец, четвертое — полисы unit-linked имеют больший срок договора, в течении которого клиент может менять активы: докупать, избавляться от них, управлять размером страховой составляющей — перекладывать инвестдоход в нее. В конечном счете это позволяет, заработав на инвестициях, перекладывать их в страховую часть и получать выплаты по дожитии или медицинский сервис.
Страховщики 15 лет пытаются убедить государство разрешить им продавать такие продукты, но это требует глобальной переработки не только страхового законодательства, но и ГК, Налогового кодекса, бухучета, при этом власти лишь последние несколько лет начали стимулировать выход частного инвестора на рынок.
Управляющие компании появление таких продуктов и общей лицензии не пугает. Как говорит управляющий директор УК «Открытие» Василий Иванов, ряд лидеров рынка доверительного управления и страхования жизни входят в одни и те же финансовые группы, и объединение лицензий к переделу рынка не приведет, а будет способствовать консолидации дочерних обществ (управляющая компания/страховая компания) и, соответственно, повышению капитализации, операционной эффективности и надежности управляющих компаний. «С высокой вероятностью будут исключены продукты-конкуренты, что облегчит клиентам выбор»,— заключает он.
«Смешение лицензий не является угрозой»,— согласен и гендиректор «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Кириллов.
«Однозначно можно сказать, что это приведет к существенному росту активов ПИФов, к разнообразию страховых продуктов, привлечению большего количества клиентов. Это создает новые возможности и гибкость в создании, управлении продуктами и продвижении ПИФов»,— заявил он “Ъ”.
«Продукты unit-linked скорее каннибализируют не рынок доверительного управления, а рынок ИСЖ,— говорит Виктор Дубровин.— Они могут "отъесть" от него 70–80%, поскольку будут избавлены от всех болезней ИСЖ — покупок без понимания сути продукта. Кроме того, они позволят начинающему инвестору взять чуть больше риска в расчете на большую доходность».