Панк, рок и Круэлла Де Виль

Как стиль Лондона повлиял на образы главной диснеевской злодейки года

3 июня в российский проект выходит «Круэлла» с Эммой Стоун и Эммой Томпсон в главных ролях. Накануне премьеры «Коммерсантъ Стиль» виртуально «встретился» с исполнительницами главных ролей и художником по костюмам Дженни Беван, чтобы узнать, как создавались образы диснеевских персонажей, почему события нового фильма разворачиваются в эпоху панк-рока, и убедиться в том, что ни один далматинец в процессе съемок не пострадал.

После успешных приквелов к мультфильму «Спящая красавица», рассказывающих историю Малефисенты, студия «Дисней» обратилась к другой легендарной злодейке — Круэлле Де Виль. О Круэлле Де Виль (она же Стервелла Де Виль) было известно не так много из предыдущих экранизаций — разве что ее страсть к шубам из меха далматинцев. Но ни в одной из указанных экранизаций ничего не сказано о ее прошлом, кроме, пожалуй, того факта, что у нее в школе была подруга по имени Анита Дарлинг. По признанию Эммы Стоун, которая также выступила исполнительным продюсером фильма, работа над экранизацией шла почти шесть лет. Но время не было потрачено впустую — 97% зрительского одобрения на агрегаторе Rotten Tomatoes тому подтверждение.

Новый фильм — третья экранизация романа 1956 года Доди Смит «Сто и один далматинец». Впервые Круэллу Де Виль зрители увидели в 1961 году в анимации, а затем в 1996-м (ремейке) и 2000-м (сиквеле) — в художественных фильмах ее сыграла Гленн Клоуз, исполнительный продюсер фильма 2021 года. Сюжет нового фильма сконцентрирован именно на Круэлле и рассказывает историю того, как практически диккенсовский персонаж — девочка Эстелла, которая родилась с черно-белыми волосами от природы и которая с детства живет и дышит модой,— стала той самой Круэллой Де Виль. Сам фильм разворачивается в Лондоне в 1970-е годы, в период зарождения панк-движения, оказавшего огромное влияние на мир музыки и моды. Режиссером фильма выступил Крейг Гиллеспи, режиссер картины «Тоня против всех», который уже доказал, насколько хорошо ему даются истории об антигероях, и Круэлла не стала исключением. «В ней удивительным образом сочетается все то, что мы любим ненавидеть. Она вроде Ганнибала Лектера в мире Disney» — так Де Виль охарактеризовал один из продюсеров фильма, Эндрю Ганн.

И хотя главные роли в фильме сыграли Эмма Стоун и Эмма Томпсон, на деле костюмы в «Круэлле» привлекли не меньше внимания, чем актерская игра, и гарантировали художнику по костюмам номинацию на «Оскар» в 2022 году. 47 костюмов для Стоун и 33 для Томпсон — это один из самых больших проектов в карьере Дженни Беван, двукратного обладателя «Оскара» за работу над картинами «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) и «Комната с видом» (1987).

В новой «Круэлле» что ни сцена, то fashion-statement и заявка на лучшее платье MET Gala, будь то сцены бала в духе Марии Антуанетты или сцены черно-белого бала Баронессы, куда Круэлла является без приглашения в белом кейпе с капюшоном. Охваченный огнем, кейп «обернется» ярко-красным платьем, выловленным в комиссионке. Или взять сцену в объемном платье, созданном из фрагментов газеты, в котором Круэлла появляется, выходя из мусоровоза. Кстати, по признанию Стоун, это ее любимое платье: «Оно было абсолютно нелепо — представляете себе 40-футовый (12 метров.— «Коммерсантъ Стиль») шлейф и мусоровоз? Конечно же, шлейф появился в кадре в последний момент — уже после того, как я оказалась в мусоровозе, а иначе я бы не смогла в этом платье двигаться. Это было что-то феноменальное, я бы не смогла надеть такое платье в реальной жизни». По признаю Эммы, ее впечатлила и та сама огромная юбка Круэллы, которая полностью закрывает автомобиль Баронессы. К слову, каждый слой многометровой юбки был реален, а не нарисован командой по спецэффектам.

Баронесса в исполнении Эммы Томпсон — новый персонаж в диснеевской истории. Всемирно известный дизайнер с весьма скверным и снобским характером и высокими требованиями. Впрочем, на вопросы о том, каково Даме Эмме Томпсон было играть, пожалуй, самого нарциссического персонажа в истории диснеевских фильмов, она отшучивается: «Ох, знаете, я все брала из жизни. Мне кажется, в один из дней на съемочной площадке появился мой муж и сказал: "Да тебе даже играть не надо!"» Томпсон признается, что провела последние несколько десятилетий. играя, как это называет ее мама, «хороших женщин в платьях»: «Теперь мне наконец-то удалось сыграть настоящую злодейку в платьях. Но боже, какие же это платья! Как они были прекрасны! Каждый раз, когда я и Эмма Стоун видели друг друга на съемочной площадке, мы выглядели как скульптуры, как произведения искусства! Однако должна признаться: порой с ними было нелегко, к примеру, ходить в туалет. Чтобы справиться с этой задачей, нам требовалась целая команда помощников! С обувью мне тоже было непросто — я не ношу ничего выше вьетнамок! Да и потом Эмме Стоун не пришлось носить корсет — она миниатюрная, но если у вас, как у меня, есть немного "мяса на костях", тогда вам приходится делать то, что делали в прошлом (речь идет о корсете.— «Коммерсантъ Стиль»)! Словом, нам было весело!»

Дженни Беван, которая уже до этого работала с Эммой Томпсон в фильмах «На исходе дня» и «Усадьба Хауардс-Энд», для образов Баронессы обратилась к диоровским оттенкам коричневого и золотого. Впрочем, по замечанию самой Беван, Баронесса почти не следит за трендами, предпочитает тафту, шелк, сатин-дюшес и практически не снимает с головы тюрбаны: «Очевидно небольшое влияние "Баленсиаги" и других великих дизайнеров 1950–1960-х годов, да и она сама была когда-то очень хорошим дизайнером, но ее время уже практически ушло… Работая над образом, мы нашли ее стиль — каждый предмет ее гардероба сидит точно по фигуре, ей по вкусу асимметрия, в этом, знаете ли, есть проявление снобизма».

Дженни Беван, создавая костюмы, думала о будущем Круэллы: «Мы знаем, как наша героиня будет выглядеть через 15 лет — как Гленн Клоуз». В общем и целом Беван осталась верна стилю Круэллы Де Виль, разве что добавила в небезызвестную черно-белую палитру одной из самых интересных диснеевских злодеек оттенки красного и серого, практически избежав того самого «далматинского» принта. События фильма «101 далматинец» развивались в 1990-е, события новой картины разворачиваются в 1970-е — в эпоху панк-рока в Лондоне и время, которое позволило команде костюмеров и визажистов пуститься во все тяжкие. Сама Беван жила в Лондоне в то время и признается, что только начала работать в театре и страдала от нехватки денег: «Когда мы начали работать над фильмом, события которого разворачиваются в то время, на меня нахлынуло столько воспоминаний! В первый день съемок у универмага Liberty`s я смотрела на массовку и думала: "О, у меня были такие (вещи.— «Коммерсантъ Стиль») и такие! О боже!" Так что было весело». Похожие чувства испытала и Эмма Томпсон на съемках: «В 1970-х я была еще совсем юным тинейджером, но я помню, каково это было на лондонских улицах того времени — это было что-то сюрреалистичное. Да и я сама одевалась по моде того времени… Дубленки, клоги, марлевые рубашки, юбки-макси и все в таком духе».

Беван ориентировалась на работы андерграундных дизайнеров того времени: «Образы Круэллы так разнообразны, так что мы смотрели сразу на несколько дизайнеров: Вивьен Вествуд, Александра Маккуина и Джона Гальяно, BodyMap. За лекалами мы обратились к 1970-м годам, да и мне помогла собственная память о том времени, я много почерпнула из собственного прошлого». Ее работа уже получила не одну сотню положительных отзывов, сама Дженни открещивается от приписываемых ей титулов: «Я не модный дизайнер. На самом деле в реальной жизни у меня нет никакого интереса к одежде. Но что мне нравится, так это рассказывать истории через предметы гардероба». Похоже, именно с таким подходом и должна документироваться модная история.

Жанна Присяжная

Вся лента