Президентское ускорение платежей
Банкирам обещают компенсацию за поддержку малого и среднего бизнеса
Владимир Путин на Петербургском международном экономического форуме предложил Сбербанку и Совкомбанку подключить оплату через систему быстрых платежей до 1 июля, а тем, кто уже предоставляет сервис,— возвращать малому и среднему бизнесу взимаемую комиссию. Банкиры считают, что такая инициатива приведет к росту объемов расчетов и поддержит бизнес, однако в отсутствие доходов такой проект вряд ли будет развиваться. Впрочем, как отметил президент, чтобы не демотивировать банки, обсуждалась возможность предоставить им компенсацию из бюджета.
На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент РФ Владимир Путин предложил банкам до конца 2021 года возмещать малым и средним компаниям в полном объеме комиссию, которую они отчисляют при приеме оплаты через систему быстрых платежей (СБП). Сегодня по большинству товаров и услуг она составляет 0,4% суммы платежа, а ее максимальное значение — 0,7%. Одновременно банки платят ЦБ за каждую операцию от 5 коп. до 3 руб. «Чтобы не демотивировать финансовые организации, здесь нужно будет в определенной степени поддержать их и со стороны бюджета»,— считает Владимир Путин.
В ВТБ ожидают, что анонсированная президентом инициатива при содействии со стороны государства послужит развитию расчетов через СБП и дополнительно поддержит средний и малый бизнес в постпандемийный период. Директор департамента малого бизнеса Росбанка Дмитрий Смирнов отмечает, что текущие тарифы на переводы по СБП в 4–5 раза ниже тарифов на ставший традиционным торговый эквайринг, что сейчас служит драйвером распространения технологии в стране. Директор Делобанка (подразделение СКБ-банка) Ирина Кузьмина считает, что «в ближайшее время куайринг вполне может заменить "переводы на карту"».
По словам руководителя направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка Георгия Коннова, предложенные меры в первую очередь повлияют не на число подключений, а на рост оборота, который уже растет на 20–25% в месяц. По данным Национальной системы платежных карт, за 2020 год оборот оплаты с помощью QR-кодов через СБП составил около 4 млрд руб. За пять месяцев этого года он превысил 6 млрд руб.
Однако, как отметили в Газпромбанке, выбор инструмента оплаты — за клиентом.
«Если в СБП не будет доходов для банков ввиду отсутствия комиссий, то не будет и развития технологий, а значит, удобства для клиентов. В связи с этим также будут отсутствовать инструменты стимулирования клиентов, то есть привычные всем бонусы и кэшбэки»,— считают в Газпромбанке.
«Если появится возможность компенсации тарифов при помощи дополнительного бюджета, то вполне можно рассматривать и нулевую комиссию для клиентов»,— говорит Дмитрий Смирнов.
Впрочем, как отмечают эксперты, кроме комиссий на развитие сервиса серьезное влияние оказывает и количество банков, их представляющих. Особенно важно подключение крупных банков с большим количеством клиентов. Так, после подключения Сбербанка год назад к сервису переводов через СБП, рост количества и объемов был очень заметный. По данным ЦБ, еще в мае было 2,2 млн переводов на 20,2 млрд руб., в июне уже 4,3 млн переводов на 36,6 млрд руб., а в сентябре — 13 млн переводов на 92 млрд руб.
Как ранее на ПМЭФ сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, еще не все крупнейшие банки обеспечили возможность оплаты товаров и услуг через СБП. «Два крупных не присоединились, но нами установлен срок с тем, чтобы они к 1 октября (желательно, конечно, быстрее, потому что есть и готовность у них технологическая) подключились к этой системе»,— заявила она. Речь шла о Сбербанке и Совкомбанке.
Владимир Путин поддержал главу ЦБ в стремлении ускорить подключение крупнейших банков: «Считаю правильным, чтобы крупнейшие из них сделали это в самое ближайшее время — уже к 1 июля». В Совкомбанке сообщили, что уже начали работу по подключению к сервису оплаты по QR-коду в СБП, но планировали завершить процесс в ранее утвержденные сроки. «Безусловно, мы проанализируем наши возможности по ускорению процесса с учетом сохранения качества и надежности работы сервиса для конечного потребителя»,— заявили в банке. В Сбербанке отказались комментировать эту тему.