В Алабяно-Балтийский тоннель вновь закладывают деньги
Столичные власти капитально отремонтируют его за 3,5 млрд руб.
Структуры столичной мэрии объявили тендер на капремонт одного из самых дорогих дорожных проектов в Москве — Алабяно-Балтийского тоннеля. Объект протяженностью два километра в районе Сокол возводился почти девять лет и обошелся бюджету в сумму свыше 54 млрд руб. Тоннель не раз затапливало, а бывшего подрядчика строительства главу НПО «Космос» Андрея Чернякова обвиняли в многомиллиардных хищениях. Теперь за 3,5 млрд руб. в тоннеле должны провести гидроизоляцию и герметизацию внешнего и внутреннего контуров, восстановить железобетонные конструкции и заменить обшивку на стальные или металлокерамические панели. Работы займут более года, при этом ремонтникам нельзя закрывать для движения более одной полосы из трех в каждую сторону.
Конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по капремонту Алабяно-Балтийского тоннеля на 3,5 млрд руб. объявило подведомственное столичной мэрии ГБУ «Гормост». От подрядчика ждут ремонта «деформационных швов всех секций» и трещин поверхностей стен тоннеля, гидроизоляции последних, а также герметизации внутреннего и внешнего контуров объекта, в том числе с использованием огнестойкого герметика. По условиям тендера также надлежит восстановить «железобетонные конструкции до проектных размеров», отремонтировать системы кондиционирования и автоматического пожаротушения; заменить нынешнюю обшивку стен металлокерамическими панелями или стальными листами, покрытыми негорючей стекловидной эмалью.
Основные работы должны занять один год, еще 100 дней отводится на согласования и подготовительный период.
Составная часть транспортной развязки в столичном районе Сокол, шестиполосный автомобильный Алабяно-Балтийский тоннель проходит под Ленинградским и Волоколамским тоннелями, Замоскворецкой линией метро и подземной рекой Таракановкой (на глубине до 22,5 м). Строительство объекта длиной около 2 км началось в 2007 году и длилось около девяти лет. Первоначально тоннель в рамках проекта «Большая Ленинградка» обещали открыть в 2009 году, но сроки многократно переносились, в том числе из-за инцидентов на стройке. Так, в 2009 году оказалась затоплена стройплощадка на Балтийской улице, в 2011 году обрушилась часть стены в тоннеле. В том же году столичные власти объявили, что объект станет частью Северо-западной хорды. В 2013 году было открыто одностороннее движение от улицы Алабяна до Большой Академической улицы, однако в 2014 году объект оказался затоплен. В том же году подрядчик строительства НПО «Космос» обанкротился, тоннель достраивало АО «Мосинжпроект». Экс-главу НПО «Космос» Андрея Чернякова правоохранительные органы объявили в розыск по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и ч. 4 ст. 159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования), суд в 2015 году заочно арестовал его. Господина Чернякова обвинили в хищении 14 млрд руб. кредита у Банка Москвы, выделенных на пополнение оборотных средств «Космоса» при выполнении госконтракта на достройку Алабяно-Балтийского тоннеля.
Движение на объекте было полностью запущено в 2015 году. Столичный мэр Сергей Собянин характеризовал тоннель как «городской долгострой», но объяснял, что «это действительно самое сложное сооружение в Москве, которое проходит под двумя транспортными тоннелями, тремя тоннелями метро, железной дорогой и под шоссе». Занимавший в то время пост столичного вице-мэра Марат Хуснуллин (сейчас вице-премьер РФ) называл тоннель еще и самым дорогим долгосрочным проектом Москвы. По словам чиновника, его стоимость составила 54 млрд руб., а с учетом Ленинградского и Волоколамского тоннелей — 70 млрд руб. При этом в первоначальной смете фигурировали траты не более 23 млрд руб. Бюджетные средства продолжали выделяться и после открытия тоннеля. Так, в столичном департаменте строительства планировали выделить на благоустройство объекта в 2017 году 437 млн руб.
Координатору движения «Синие ведерки» Петру Шкуматову кажется, что тоннель «не выходил из состояния ремонта с момента сдачи».
«Там зимой большие проблемы, вода просачивается и замерзает, с потолка на проезжую часть падают сосульки. Все это сложно побороть, когда тоннель уже построен»,— рассуждает он. Господин Шкуматов также вспоминает об обвинении Андрея Чернякова в невыплате зарплат 1,2 тыс. строителей тоннеля, которым он задолжал 183 млн руб. «Когда не платят, нет мотивации качественно работать. С этим также могут быть связаны огрехи при строительстве»,— не исключает Петр Шкуматов.
Подрядчик по тендеру на капремонт тоннеля должен быть определен до 7 июня. По условиям конкурса движение на время всех ремонтных работ может перекрываться лишь по одной полосе из трех в каждую сторону.