ДПС разрешат скрытый надзор
ГИБДД легализует новый вид контроля за нарушителями с помощью инспекторов в штатском
Госавтоинспекция подготовила новые правила работы инспекторов ДПС. Сотрудники смогут вести «скрытый надзор» за движением — без форменной одежды и на автомобилях без цветографической раскраски. Однако они вправе лишь фиксировать нарушения и передавать информацию другим сотрудникам, чтобы те остановили машину нарушителя и оформили протокол. Подобная норма существовала и ранее, но была прописана в закрытом приказе.
ГИБДД разместила на regulation.gov.ru проект приказа, в котором будет прописан «порядок осуществления надзора за соблюдением участниками движения требований о безопасности дорожного движения». Действующий порядок описан в приказе МВД №664 2017 года, о разработке и вступлении в силу “Ъ” рассказывал.
Самая резонансная и обсуждаемая в соцсетях норма касается так называемого скрытого надзора за дорожным движением — с использованием служебного авто без цветографической схемы на борту, при этом сотрудник может быть одет в штатское.
В этом случае инспектор может только фиксировать нарушения, но самостоятельно остановить автомобиль и оформить протокол права иметь не будет — он должен передать информацию наряду, работающему в «стандартном» режиме (в форме и на машинах с цветораскраской). Предусматривается и смешанный вариант: инспектор в полицейской форме на нераскрашенной машине — он сможет остановить машину нарушителя и оформить протокол.
Скрытый контроль допускался наставлением по работе ДПС (приказ №297 1999 года), рекомендовалось использовать этот инструмент в дневное время, а ночью — только на освещенных участках дорог. В 2009 года приказ отменили, на смену ему был принят новый, но в статусе ДСП (приказ 186). Госавтоинспекция Мурманской области в 2013 году разъясняла законность мероприятия «Встречная полоса», которое проводилось в форме скрытого патрулирования, ссылаясь на закрытое «наставление». На этот документ часто ссылаются и суды, информация есть в ГАС «Правосудие». Действующий с 2017 года публичный регламент (664-й приказ МВД) также допускает применение патрульных машин без цветораскраски.
Отличие нового приказа в том, что термин «скрытый надзор» вводится официально, при этом оговаривается, что сотрудник в форме на обычной машине может остановить водителя и оформить нарушение.
Член конституционного комитета Совфеда Александр Башкин заявил «РИА Новости», что у сотрудников ДПС уже есть все «организационные и технические возможности» пресекать нарушения, не снимая форму. «Мне, как гражданину, такая идея пока не нравится»,— прокомментировал господин Башкин новый документ.
Зампредседателя комитета ГД по транспорту и строительству Владимир Афонский назвал «приемлемым» скрытый надзор. «К сожалению, опасное вождение, выезд на полосу встречного движения не редки,— заявил он.— Все завесить камерами невозможно, но все мы понимаем, что машина — источник повышенной опасности. Поэтому ради безопасности всех участников дорожного движения такая форма, на мой взгляд, приемлема». При этом он отметил, что должна существовать «безусловная доказательная база» совершения правонарушения, «чтобы не было возможности злоупотребить правом наказания водителя».
Новый приказ также более подробно раскрывает правила применения форменной одежды. Оговорено, что она должна быть по сезону, а если инспектор несет службу на мотоцикле, то она должна быть специальная мотоциклетная. У сотрудника должен быть «опрятный внешний вид».
По решению руководителя подразделения ГИБДД (исходя из погодных условий и времени суток) инспекторы должны будут также носить светоотражающие жилеты или куртки.
Уточнены рекомендации для разговора с водителем или пешеходом. Как и сегодня, инспекторы должны «воздерживаться» от «любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства». А вот обязанность сотрудника воздерживаться от «действий, провоцирующих противоправное поведение», из нового приказа исключается: для чего внесена такая поправка в МВД не поясняют.
Предлагается новая формулировка для случаев, когда инспектор выясняет, что у машины неисправны тормоза или рулевое управление, либо не работают стеклоочистители в дождь, либо фары в темное время суток. В действующем регламенте сказано, что «движение транспортного средства прекращается», в новом приказе формулировка другая: «сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий».
Если водитель отказывается подчиниться, то инспектор составляет материал по ст. 19.3 КоАП «Неповиновение требованию сотрудника полиции» (максимальное наказание — административный арест на срок до 15 суток).
Это право у сотрудника, отметим, есть и сейчас. При остальных видах неисправностей водитель вправе «проследовать к месту ремонта».
Правила остановки транспортного средства изменений не претерпели. Ряд СМИ сообщили о новой якобы норме, позволяющей инспекторам перекрывать дорогу грузовиками для остановки нарушителей, а также использовать в ряде случаев транспортные средства водителей: это есть и в действующем приказе №664. Не является нововведением, вопреки сообщениям СМИ, норма, обязывающая инспектора вернуть документы водителю, если в них вложены деньги, и особые правила остановки автомобиля со спецсигналами — все это уже есть с 2017 года. Помимо этого опубликовано большое количество сообщений, что МВД или ГИБДД якобы что-то «утвердило» и «прописало»: сейчас опубликован лишь проект документа с неизвестной датой вступления в силу.
Проект приказа разработан «с учетом анализа проблемных вопросов, возникающих при осуществлении надзора», а также с учетом предложений региональных подразделений Госавтоинспекции, пояснили в ГИБДД России. Общественное обсуждение документа продлится до 18 июня.