Сервисное государство в ожидании клиентов
О чем предстоит подумать предпринимателям после ПМЭФ
Завершившийся в Санкт-Петербурге первый за два года международный экономический форум оставил неясное впечатление — на нем практически не обсуждались инвестиции крупного бизнеса, ключевые же дискуссии свелись к попытке определить роли государства и бизнеса в экономической конструкции. Участники ПМЭФ-2021 безоговорочно признали растущую роль государства, а вместе с тем риски цифровой экспансии госведомств. Власти, в свою очередь, обещали не конкурировать с частным сектором, но стимулировать компании к инновациям и выстраивать проактивную поддержку, бизнес же пока занял наблюдательную позицию. Вероятно, в ближайшее время стороны сконцентрируются на уточнении подходов к выстраиванию в РФ сервисного государства — и пока консенсус не будет найден, экономика подержит инвестиционную паузу.
Состоявшийся после двухлетнего перерыва Петербургский международный экономический форум выявил резкую смену дискурса: если в 2019 году власти только приступали к обсуждению с бизнесом необходимых ему мер поддержки для инвестиционного рывка, то в 2021 году ключевой темой стала снова увеличившаяся роль государства в экономике: ее обсуждали в контексте постпандемийных эффектов, стимулирования экономического роста, устойчивого развития и социальной ответственности. Усилению позиций государства способствовали как шоки пандемии, потребовавшие от правительства выстраивания адресной поддержки населения и бизнеса, так и смена кабинета министров в 2020 году — его ориентация на построение сервисного государства требует расширения присутствия в делах бизнеса, но часто воспринимается как экономическая экспансия.
На деле же государство к 2021 году заметно преуспело в цифровых процессах. Как признал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, государство «становится опасным для бизнеса» из-за технологической продвинутости и административного рычага — эксклюзивного доступа к данным. При этом он пообещал, что «правительство не будет этим пользоваться», ресурсы же будут направлены на выстраивание клиентоцентричной модели и трансформацию госуправления.
Позитивным примером стала социальная поддержка во время пандемии: на разных сессиях то и дело вспоминали пособия по безработице, доведенные до населения за пять часов. Собственно, именно такого участия от государства и ожидают участники сессий.
В частности, на одной из них со значительным перевесом (89%) проголосовали за концепцию «государство для человека» против «человека для государства». На другой сессии глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил, что последовательно выступает за снижение доли государства в экономике, при этом признает за ним роль «ночного сторожа» — в определении правил игры, поддержке слабых и достижении справедливости. Диагноз явлению вынес помощник президента Максим Орешкин, заключив, что «левый поворот в экономической политике с нами надолго» (см. “Ъ” от 4 июня).
Подходы же к взаимодействию власти и бизнеса на форуме обозначить в полной мере так и не удалось. Первый вице-премьер Андрей Белоусов указал, что бизнес не способен в долгосрочной перспективе сформировать приоритеты поддержки, за него это сделает государство, выстроив инфраструктуру поддержки на основе аналитики. От наращивания частных инвестиций власти не отказываются, впрочем, доступные для этого инструменты пока обсуждались в контексте дерегулирования (в основном в строительной отрасли), дополнительные инвестиционные механизмы или гарантии бизнесу обсуждались скорее в части выстраивания понятной среды для капвложений в регионах. Ректор РАНХиГС Владимир Мау указал, что из-за быстро меняющихся приоритетов развития главной задачей правительства станет снятие неопределенности. Впрочем, возможности правительства в решении этой проблемы ограниченны и по-прежнему лежат во внеэкономической плоскости, напомнил глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. По его словам, для улучшения инвестклимата необходимы институциональные преобразования (как честный суд) — пока же государство убило «в бизнесе главное — бизнес перестал считать, что предпринимательская деятельность делается за свой страх и риск».
Отметим, что мнение бизнеса на форуме отчетливо так и не прозвучало: презентованные на сессиях опросы фиксируют лишь запрос на четкие правила игры.
На неопределенные сигналы, например, пожаловался владелец «Северстали» Алексей Мордашов, отметивший, что в один день правительство проводит совещания и по регулированию цен, и по улучшению инвестклимата. Одним из важнейших моментов ПМЭФ, отметим, были многочисленные комментарии представителей правительства о том, что государство в РФ не имеет ни программы прямого постоянного регулирования цен в каком-либо сегменте, ни намерения вмешиваться в ценообразование вне критических и угрожающих ситуаций,— практически все выступавшие представители Белого дома на этом настаивали и акцентировались, осознавая, вероятно, возможный негативный эффект от уже состоявшихся вмешательств 2020–2021 годов. Отметим, что возникшая пауза в обсуждении участия крупного бизнеса в инвестбуме может быть вызвана поисками баланса во взаимодействии государства и бизнеса — впрочем, оперативных результатов в вопросах за рамками цифрового государства, вероятно, ждать не приходится. У сервисного государства есть инструментарий и декларируемая цель всеобщего удобства — как погрузить ее в жизнь, участники форума и будут думать, покинув Санкт-Петербург.