ESG в ERG: опыт международной компании
Как ответственно управлять горно-металлургическим бизнесом
Компании горнодобывающего и металлургического секторов сталкиваются с выраженными экологическими рисками, что только повышает важность ведения бизнеса на основе принципов ESG. Международная компания Eurasian Resources Group (ERG), созданная в Казахстане и работающая сегодня в 15 странах мира на 4 континентах, включая Россию, одной из первых перешла на полную переработку отходов производства, а также стала инициатором проектов совместно с ведущими международными организациями, позволяющих отслеживать всю цепочку поставок: от добычи металлургического сырья до конечного потребителя.
Ведение бизнеса на принципах ESG (Environmental, Social, Governance — экология, социальная ответственность, корпоративное управление) становится не просто все более популярным трендом в деловой среде, но и одним из основных инструментов повышения долгосрочной устойчивости бизнеса.
Декарбонизация и другие масштабные изменения, связанные с борьбой с изменением климата, затронут всех без исключения. В транспортном секторе, по прогнозу UBS, к 2030 году на долю электромобилей будет приходиться 40% мировых продаж новых автомобилей. Производство кобальта и лития, используемых в литий-ионных аккумуляторах, по оценке Всемирного банка, может к 2050 году увеличиться на 500%. Для удовлетворения возросшего спроса на металлы в условиях глобального перехода к «зеленой» энергетике потребуются значительные инвестиции: только в ближайшие 15 лет их объем должен составить $1,7 трлн, подсчитали в Wood Mackenzie.
При этом условия, на которых компании горнорудной отрасли смогут привлекать новое финансирование, меняются: принципы ESG становятся ключевым фактором для инвесторов, и, по оценкам BlackRock, к 2030 году объем таких вложений достигнет $1 трлн. Согласно опросу Climate Bonds Initiative, выпуск «зеленых» облигаций вырос с $42 млрд в 2015 году до $292 млрд в 2020 году, то есть почти в семь раз за пять лет. В дальнейшем важность факторов ESG будет только возрастать, поскольку новое законодательство, например ЕС, стремится интегрировать права человека и экологическую значимость в отношении продуктов, импортируемых в страны союза.
На ПМЭФ принципы ESG обсуждались участниками сразу в нескольких форматах, в том числе в ключе развития международных рынков капитала и ответственного финансирования. Председатель совета директоров Eurasian Resources Group (ERG) Александр Машкевич, выступая на сессии, посвященной взаимодействию эмитентов и инвесторов, отметил, что компания полностью солидарна с принципами ESG и начала работу над соответствующими проектами еще 20 лет назад: «Мы вложили в различные экологические проекты по нашей компании, включая строительство новых более экологичных предприятий, порядка $2 млрд. Мы делаем много для развития образования, инфраструктуры, медицинского обслуживания не только наших сотрудников, но и всех людей, которые живут в регионах нашего присутствия. Ведь предприятия ERG находятся там, где очень большое население. В Демократической Республике Конго, например, мы платим зарплату учителям, которые обучают 10 тыс. школьников».
Жан-Клод Кнебелер, руководитель направления по устойчивому развитию Центра международных и сравнительно-правовых исследований, ставший модератором сессии на ПМЭФ, отметив своевременность панельной дискуссии с таким уникальным сочетанием инвесторов, эмитентов, бирж и провайдеров услуг, подчеркнул, что с момента выпуска первой «зеленой» облигации прошло 14 лет и рынок ESG-финансирования созрел. На сессии также выступили генеральный директор Luxembourg Stock Exchange Джули Беккер, первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков, член правления, заместитель генерального директора по финансам и международным проектам ПАО «ФосАгро» Александр Шарабайко, генеральный директор Nordgold Николай Зеленский и другие.
Компания ERG два года назад создала компанию ERG Recycling, извлекающую прибыль из шламов и хвостов. В ERG проектируют и одну из первых в мире утилизационных станций, вырабатывающих электроэнергию из ферросплавного газа, сообщили Review в компании. Компания строит новые предприятия с минимальным углеродным следом. Так, предприятие Metalkol RTR, которое недавно стало вторым по величине производителем кобальта в мире, а также является крупным производителем меди, имеет бизнес-модель, основанную на переработке исторических отвалов производства от деятельности других компаний, минуя, таким образом, стадию добычи, и углеродный след предприятия также значительно ниже, чем у других производителей.
Александр Машкевич на сессии рассказал о крупных международных инициативах ERG — в частности, совместно с другими компаниями сектора, включая Anglo American и Glencore, а также ведущими автопроизводителями и Всемирным экономическим форумом, ERG создала первые в мире общеотраслевые инициативы по блокчейн, которые позволяют отслеживать всю цепочку производства, повышать экологичность и исключать использование детского труда. Эти инициативы тесно связаны с появлением так называемого паспорта батарей. ERG является партнером-учредителем Международного альянса для сектора аккумуляторных батарей. Участники альянса создают паспорт как систему подтверждения, что батарея произведена с использованием качественных материалов и вся цепочка поставок соответствует стандартам этичного ведения бизнеса. Подобные партнерства являются одними из первых примеров общемировых усилий по продвижению «зеленой» повестки и удовлетворению растущего спроса на материалы, подпитывающие низкоуглеродную экономику.
Целый ряд проектов с экологической направленностью реализуется ERG в Казахстане. В стране создана благоприятная нормативно-правовая база для развития возобновляемых источников энергии, и ERG развивает портфель проектов в области ветряной, солнечной и гидроэнергетики.
«Мы благодарны правительству Республики Казахстан, потому что новый Экологический кодекс очень современный и мотивирует всех действовать в соответствии с самыми строгими требованиями ESG. И мы приглашаем ведущих международных инвесторов, инжиниринговые компании и производителей оборудования к сотрудничеству в развитии возобновляемых источников энергии»,— говорит Александр Машкевич.
По плану властей Казахстана к 2030 году 15% всей электроэнергии должно производиться за счет ВИЭ. Инвесторы заключают договоры купли-продажи возобновляемой электроэнергии сроком на 20 лет по тарифу, предложенному в ходе аукциона. Законодательство предусматривает ежегодную индексацию цен в договорах купли-продажи с учетом инфляции и колебаний обменного курса тенге к доллару США. Это позволяет стимулировать конкуренцию на рынке и привлекать наиболее эффективных инвесторов, что приводит к оптимизации во всех компонентах затрат.
«Поскольку следующее десятилетие станет нашим шансом реализовать "зеленую" повестку, я твердо убежден, что компании, которые посвятили себя вопросам ESG, должны сотрудничать с инвесторами-единомышленниками. Это межсекторальное сотрудничество будет иметь решающее значение для успешного перехода к низкоуглеродной экономике»,— заключает Александр Машкевич.