«В основе бизнес-модели ГТЛК лежит синергия госпрограмм и коммерческих проектов»
Обновленная команда ГТЛК намерена сосредоточиться над повышением качества портфеля компании
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, 100% акций принадлежит РФ в лице Минтранса России) в прошлом году стала лидером российского рынка лизинга с объемом нового бизнеса 176,9 млрд руб. и портфелем 1,29 трлн руб. (по данным «Эксперт РА»). Как рассказал в интервью “Ъ” первый заместитель генерального директора компании Максим Агаджанов, сдавать свои позиции компания не собирается.
— В стране полным ходом идет реформирование институтов развития. Насколько изменятся приоритеты и стратегическая миссия ГТЛК в связи с этим?
— В апреле совет директоров ГТЛК предварительно одобрил новую долгосрочную программу развития компании на очередной пятилетний период, и наша миссия осталась прежней: ГТЛК — это инструмент реализации государственной политики управления и устойчивого развития транспортной отрасли России. В нынешних условиях в число наших приоритетов входит обеспечение реализации нацпроектов и программ с использованием надежного, эффективного и проверенного механизма лизинга с государственным софинансированием.
— В прошлом году ГТЛК стала лидером рынка по объемам нового бизнеса. На ваш взгляд, чья это заслуга?
— Устойчивое положение нашей компании на рынке — свидетельство эффективности бизнес-модели ГТЛК, в основе которой лежат синергия и сочетание госпрограмм и коммерческих проектов. В разгар пандемии компания оперативно перестроила свою работу, что позволило нивелировать последствия кризиса и выполнить план по объему заключенных сделок.
При этом мы уже на протяжении четырех лет являемся крупнейшей лизинговой компанией по объему портфеля и не собираемся сдавать свои позиции. Доля ГТЛК по итогам 2020 года выросла с 22% до 25%, мы продолжаем лидировать во всех ключевых сегментах рынка: в авиационном, железнодорожном и водном транспорте, лизинге городской пассажирской техники.
— Какова доля коммерческих проектов ГТЛК без государственных соинвестиций и как принимаются решения об их финансировании?
— Из года в год ГТЛК повышает эффективность инвестирования бюджетных средств в программы лизинга. С 2009 года, когда начала действовать первая некоммерческая программа, государство внесло в уставный капитал компании 119 млрд руб., а общий объем инвестиций ГТЛК в транспортную отрасль России превысил 1,2 трлн руб. То есть на каждый инвестированный бюджетный рубль компания обеспечила привлечение на порядок больше внебюджетных средств: в 2019 году это соотношение составляло 1:8, а сейчас уже вышло на уровень 1:9.
На сегодня доля коммерческого лизинга в портфеле ГТЛК составляет 79%. Решение о финансировании проектов принимается на основе оценки их коммерческой эффективности. Эти программы позволяют нам поддерживать баланс и устойчивость компании, ведь льготные программы лизинга с государственным софинансированием являются низкомаржинальными и несут в большей степени социальную нагрузку.
Активное развитие последнее время получает наша международная платформа GTLK Global Business, которая занимает уже более 40% в коммерческом портфеле. Деятельность GTLK Global Business направлена на международный лизинг воздушного и водного транспорта и привлечение финансирования на зарубежных рынках. В перспективе наша платформа должна стать базой для экспорта российской высокотехнологичной продукции. В апреле этого года мы впервые профинансировали экспортную поставку и передали российский вертолет Ми-171А2 в операционный лизинг в Индию.
— Каковы предварительные итоги работы в первом квартале 2021 года и прогнозы к концу года?
— Этот год мы начинаем с хорошей динамики. Объем нового бизнеса по итогам первых четырех месяцев оказался не только в два раза выше показателя января—апреля прошлого года, но и на 30% превысил аналогичный объем докризисного 2019-го. Лизинговый портфель ГТЛК увеличился на 18%, инвестиции в транспортную отрасль — на 24%.
В первом квартале мы сохранили положительный финансовый результат: рост выручки составил 10%, чистого дохода — более 40% к прошлогоднему уровню. Увеличились также показатели по маржинальности и достаточности капитала. В целом мы позитивно смотрим в будущее, рассчитываем выполнить все намеченные до конца года планы и, безусловно, сохранить свое лидерство на рынке.
— Насколько пандемия ухудшила платежную дисциплину клиентов ГТЛК и что компания с этим делает?
— Пандемия напрямую сказалась на операционной деятельности многих наших клиентов и партнеров. В 2020 году мы снизили долговую нагрузку на транспортные организации на 18% от планируемого объема платежей за счет реструктуризации договоров, снижения ставок и отсрочек платежей. Объем недополученных платежей от лизингополучателей составил 20,8 млрд руб. Мы одобрили реструктуризацию около 8% портфеля финансовой аренды и 39% портфеля операционной аренды. Таким образом, ГТЛК на деле доказала свою значимость в роли инструмента повышения устойчивости транспортного комплекса и подтвердила обоснованность включения в перечень системообразующих организаций российской экономики.
В 2021 году основной фокус компании сосредоточен на повышении качества портфеля и работе с дебиторской задолженностью. Мы используем гибкий подход к проблемным клиентам, но не допустим манипулирования со стороны недобросовестных контрагентов. ГТЛК обязана обеспечивать возвратность госсредств в рамках лизинговых программ и реинвестировать их в закупки отечественной техники, у нас нет других опций. В связи с этим мы ведем активную работу в правовой плоскости с хроническими должниками. Со своей стороны мы просчитываем все факторы и готовы содействовать в урегулировании возможных рисков, связанных с нарушением логистических цепочек в регионах и реализацией контрактов, если предприятию угрожает дефолт.
— Цифровизация лизинговой деятельности — общий тренд рынка, но, как правило, речь идет о развитии IT-технологий для розничного бизнеса, упрощающего и ускоряющего процесс заключения сделки для массового клиента. Нужны ли такие сервисы ГТЛК, у которой преобладают клиенты из корпоративного сегмента?
— Мы, безусловно, уделяем большое внимание внутренней цифровизации и развитию клиентоориентированных сервисов в том числе. Ключевое направление внутренней цифровой трансформации ГТЛК — изменение модели ведения бизнеса в сторону управления предложением для наших заказчиков. Мы хотим структурировать уникальные предложения для каждого клиента с учетом его цифрового профиля. Знание рынка и действующих на нем игроков позволит нам делать точечные, персональные офферы под конкретного лизингополучателя и повысит эффективность нашей деятельности.
— Как это будет работать на практике?
— Сейчас мы находимся в процессе формирования онлайн-платформы с конфигуратором наших предложений. Каждый клиент сможет собрать нужный ему пакет сервисов из линейки премиального класса, включая банковские продукты, оформление обеспечений и других услуг. Для запуска такой модели нам понадобятся объективные и достоверные данные, на основе которых мы сможем принимать ответственные решения. Это касается не только внутренней информации, но и внешних данных из открытых источников, аналитических материалов и прогнозов экспертов о состоянии дел в различных сегментах экономики, динамике ключевых рыночных и макроэкономических показателей.
Задействовав цифровые инструменты — технологии больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, мы превратим разрозненные сведения в ценный источник информации, определим ключевые тренды рынка и выявим узкие места в ежедневной работе компании. Это позволит сфокусировать интеллектуальный потенциал ГТЛК на управлении развитием бизнеса, формировании новых продуктов и повышении качества работы с клиентами.
— Насколько для ГТЛК актуальна ESG-повестка в инвестиционном сообществе — поддержка экологии, социальной ответственности и принципов корпоративного управления?
— Более чем актуальна. ГТЛК стремится к ответственному ведению бизнеса и учитывает принципы устойчивого развития в своей деятельности. Вклад компании в достижение целей устойчивого развития уже весьма ощутим в реализации программ лизинга различных сегментов транспорта. Прежде всего я имею в виду наши поставки экологичного общественного транспорта в регионы: энергоэффективные автобусы на газомоторном топливе, троллейбусы и трамваи. Или другой пример: в рамках развития санитарной авиации мы занимаемся поставками отечественных вертолетов с медицинскими модулями, благодаря чему растет эффективность сферы здравоохранения.
Наша задача — сформировать реальную систему управления устойчивым развитием ГТЛК. Мы активно проводим эту работу и уже в этом году планируем запустить процесс ESG-трансформации компании. В ближайшее время ожидается публикация годового отчета, подготовленного с использованием стандартов в области устойчивого развития GRI. Это значит, что в нем будет широко представлена информация об устойчивом развитии ГТЛК и управлении ESG-аспектами.
— Насколько вам лично комфортно работать в государственной компании после стольких лет трудовой деятельности в лизинговой структуре коммерческого банка?
— Хотел бы отметить, что стереотипные представления о современных госкомпаниях далеки от реальности. Здесь очень серьезная профессиональная команда, виден результат ее деятельности, который достигается через глубокое понимание потребностей бизнеса. Думаю, что опыт, полученный мной в коммерческих структурах,— умение выступать партнером клиенту, находить баланс между спецификой, объемом сделки и уровнем принимаемых рисков, выдерживать обоюдовыгодные показатели маржинальности — позволит усилить работу бизнес-блока государственной лизинговой компании.