Выборы в Никарагуа свелись к одному президенту
Даниэля Ортегу защищают новые законы и преследования конкурентов
Президентские выборы в Никарагуа пройдут в ноябре, но уже сейчас оппозиционные политики, способные составить конкуренцию президенту Даниэлю Ортеге, становятся фигурантами уголовных дел. В ближайшее время из предвыборной гонки может выбыть оппозиционер Феликс Марадиага: во вторник он должен явиться на допрос в прокуратуру. Два других потенциальных претендента на президентский пост были арестованы на прошлой неделе. Фактическое отстранение от выборов известных политиков наряду с новыми законами об иностранных агентах и тех, кто «наносит ущерб высшим интересам нации», вызывает негодование у США и других стран Запада. Впрочем, господина Ортегу, непрерывно правящего с 2007 года, это не смущает: мало кто сомневается, что подсчет поданных на выборах голосов вновь принесет ему убедительную победу.
Над политическими оппонентами никарагуанского лидера Даниэля Ортеги за пять месяцев до очередных президентских и парламентских выборов стали сгущаться тучи. Популярного в стране оппозиционного политика Феликса Марадиагу, одного из потенциальных участников грядущей президентской гонки, во вторник ждут в местном отделении прокуратуры. Причина вызова оппозиционера на допрос в полученной им повестке не указана. «Это еще раз подтверждает произвол и юридическую беззащитность, с которыми сталкиваются граждане Никарагуа»,— отметил он в этой связи.
Господину Марадиаге, который в 2002–2006 годах был министром обороны, есть о чем беспокоиться. В субботу был взят под стражу видный оппозиционер Артуро Крус, который также собирался баллотироваться в президенты страны. Господина Круса, экс-посла Никарагуа в Вашингтоне, задержали в столичном аэропорту сразу по прибытии из США. Его подозревают в госизмене, за которую в стране полагается 15 лет лишения свободы. Генпрокуратура проинформировала граждан, что в отношении оппозиционера ведется расследование «из-за наличия веских признаков того, что он ущемлял права народа», и «по причине заговора против никарагуанского общества».
А за несколько дней до этого под ударом оказался другой потенциальный претендент на пост главы государства — журналистка Кристиана Чаморро, которая хотела выдвигаться от оппозиционного «Гражданского альянса». Прокуратура обвиняет женщину в «идеологической лжи» и отмывании средств через фонд ее матери, экс-президента Виолетты Чаморро, победившей Даниэля Ортегу на выборах 1990 года. В частности, МВД страны нашло «несоответствия» в финансовых отчетах, которые фонд подавал компетентным органам в период с 2015 по 2019 год. В прошлую среду в доме Кристианы Чаморро в Манагуа прошли обыски, они продолжались пять часов. С тех пор журналистка находится под домашним арестом.
Отметим, что за последний год правящая партия «Сандинистский фронт национального освобождения», и без того контролирующая законодательную и судебные ветви власти, а также большую часть СМИ страны, создала прочную правовую основу для переизбрания Даниэля Ортеги.
Так, в октябре парламент Никарагуа принял закон об иностранных агентах, который запрещает лицам, получающим прямое или косвенное финансирование из-за рубежа, «вмешиваться в вопросы внутренней политики» и баллотироваться на государственные должности. Тогда же был принят закон о киберпреступности, предусматривающий уголовное наказание для всех, кто распространяет информацию, которая будет признана ложной.
21 декабря в Никарагуа был принят предложенный президентом закон «О защите прав народа на независимость, суверенитет и самоопределение во имя мира». Лицам, которые «подрывают независимость» Никарагуа, «наносят ущерб высшим интересам нации» или поощряют введение против страны санкций, запретили участвовать в выборах и занимать госдолжности.
В мае правительство Никарагуа провело избирательную реформу. В частности, статус «международный наблюдатель» депутаты трансформировали в «сопровождающий выборы» — таким образом, наблюдатели теперь могут приезжать на выборы только по официальному приглашению государства. Юридический статус некоторых партий, например оппозиционной Партии демократического возрождения, был аннулирован.
Новые законодательные инициативы Манагуа были крайне негативно восприняты международным сообществом.
Декабрьский закон, в частности, осудили в ЕС, Организации американских государств и неправительственной организации Human Rights Watch. В управлении верховного комиссара ООН по правам человека, комментируя в мае законодательную реформу, отметили, что она сводит на нет перспективы проведения свободных и справедливых выборов. В организации призвали прекратить преследование оппозиционеров и журналистов, а также внести поправки в законодательство.
Раскритиковали на Западе и задержания оппозиционеров. Так, во французском МИДе отметили, что такие меры «несовместимы со свободным, правдивым и прозрачным избирательным процессом». Испанское внешнеполитическое ведомство выразило обеспокоенность «задержанием и лишением прав Кристианы Чаморро и продолжающимся притеснением журналистов и независимых СМИ в Никарагуа». Не менее жестко ситуацию прокомментировали в Вашингтоне. Представитель Госдепартамента Нед Прайс обвинил власти Никарагуа в нападках на демократию и независимые СМИ, а также призвал «немедленно освободить» Кристиану Чаморро и ее соратников. Госсекретарь США Энтони Блинкен, находясь на прошлой неделе с визитом в Коста-Рике, тоже раскритиковал действия господина Ортеги и заявил, что «Никарагуа движется в неправильном направлении». При этом он вспомнил об экономических санкциях, введенных ранее США в отношении никарагуанских властей. Всего под американскими санкциями сейчас находятся три десятка никарагуанцев, в том числе сам Даниэль Ортега и его жена, вице-президент Росарио Мурильо.
При этом даже без арестов оппозиционеров шансы на переизбрание у действующего президента были бы высокими.
Согласно результатам опроса, проведенного компанией CID Gallup в конце мая, Даниэль Ортега остается лидирующим претендентом на победу. Его поддерживают 30% опрошенных. Напомним, что господин Ортега был президентом в 1985–1990-х годах, а затем вернулся на этот пост в 2007 году. Спустя два года Верховный суд Никарагуа отменил положения конституции, запрещающие баллотироваться на второй президентский срок подряд, а также выставлять кандидатуру на третий срок как «ущемляющие гражданские права» кандидата. Такое решение позволило президенту Ортеге выдвигаться (и побеждать) на выборах 2011 и 2016 годов.
Согласно майскому опросу CID Gallup, на втором месте по популярности среди потенциальных кандидатов-2021 до сих пор шла Кристиана Чаморро (20% голосов), на третьем — Артуро Крус (6%). Однако теперь перспективы увидеть их имена в бюллетенях для голосования выглядят призрачными.