Некуда складывать
В Ульяновской области поддержат рублем не справляющегося с отходами регоператора
Правительство Ульяновской области ищет возможность, как помочь регоператору ТКО пятой зоны обращения с отходами, в том числе — финансовыми вливаниями. Месяц назад заняться проблемами пятой зоны поручил министерству жилкомплекса врио губернатора Алексей Русских, предложив наказать рублем или вообще поменять регоператора, если не будут устранены серьезные недостатки в его деятельности, однако оказалось, что вместо наказания придется поддержать регоператора, поскольку в самую проблемную зону региона никто другой не придет.
В понедельник на заседании регионального штаба по развитию региона врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских повторно попросил министра жилкомкомплекса Александра Черепана доложить о ситуации в пятой зоне обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В конце апреля глава региона, обратив внимание на жалобы жителей южных районов области на нехватку контейнеров, предложил «бить регоператора рублем», «а если не будет справляться, искать замену».
Министр сообщил, что проблема с контейнерами сохранилась. Помимо уже установленных потребность еще в 4870 контейнерах. До середины июня регоператор обещал установить еще 1400 штук. По словам министра, правительство рассчитывало решить проблему за счет региональной финансовой помощи муниципалитетам, но этих денег «явно недостаточно», «проблема остается». Вице-премьер Андрей Тюрин заметил, что «не очень корректно всю вину валить на регоператора», поскольку тот «давно превысил сумму предельных лимитов по тарифу», и «надо будет решать проблему с помощью федеральных денег».
Исходя из стоимости одного евроконтейнера (20 тыс. руб.), для установки всех необходимых контейнеров регоператору потребуется 69,4 млн руб.
Проблема пятой зоны в регионе возникла с самого начала реформы обращения с отходами. Изначально, в 2017 году, террсхема обращения с ТКО планировалась из четырех зон, где уже сформировались свои владельцы полигонов ТКО. Но к тому времени на территории региона появилась «Симбирская экологическая компания» («СимбЭК», основные владельцы — нижегородские предприниматели), заявившая о своем инвестпроекте по строительству полигона ТКО в Новоспасском районе (инвестсоглашение было подписано с правительством региона). «СимбЭК», заявляя, что нарушены их права на реализацию инвестпроекта, дойдя до Верховного суда, добилась пересмотра террсхемы и создания пятой зоны. Но желающих регоператоров на эту зону не нашлось. «СимбЭК» участвовать в отборах не пожелала, указывая, что действующий полигон в Кузоватовском районе этой зоны уже заполнен, новый — не построен, а предложенные тарифы убыточные, поскольку «при столь длинном транспортном плече сделать работу регоператора рентабельной невозможно». Сложность пятой зоны также в том, что при большой ее площади (шесть районов южного куста региона) в силу их меньшей населенности годовой объем сбора ТКО у нее наименьший — 274,8 тыс. кубометров ТКО, в то время как у остальных он от 500 тыс. кубометров ТКО (зона № 4) до 1,291 млн кубометров (зона № 1). В конце 2019 года на пятый по счету конкурс по отбору регоператора заявилась только одна — «Межрегиональная экологическая компания» (ООО, владельцы — четверо самарских предпринимателей, по 25%), с которой и был подписан контракт.
• ООО «Межрегиональная экологическая компания» (МЭК) зарегистрирована в ноябре 2016 года в Самаре, владельцы (по 25%) — четверо самарских предпринимателей. По итогам 2020 года (данные ФНС), дебиторская задолженность — 12,3 млн руб. при кредиторской — 30,6 млн руб., выручка — 55,6 млн руб., чистая прибыль — 0,37 млн руб.
Директор МЭК Данила Арестов подтвердил, что «нехватка контейнеров есть», но компания «выполнила свои обязательства по заложенному тарифу» (1% от объема собранных средств). В то же время он отметил, что компания чувствует себя устойчиво, намерена продолжить свою работу в регионе.
Между тем министр ЖКК Александр Черепан заметил, что «к регоператору есть вопросы». «Если не хватает средств по тарифу, он должен вложить свои или заемные средства, как это делали другие регоператоры, но у него проблемы с кредитованием»,— сказал министр. По его словам, «если судить по требованиям закона, то регоператор не справляется», но наказывать рублем или менять регоператора смысла нет, потому что «нет желающих на эту зону» — «это самая сложная, неблагодарная зона, с набором хронических проблем, которые надо решать не один год». «Главная проблема — заполненный кузоватовский полигон и отсутствие нового, и ответов на эти вопросы сегодня нет»,— добавил министр, заметив, что «сейчас речь идет о том, как помочь регоператору».
По словам господина Черепана, помимо контейнеров требуются средства на установку 7 тыс. контейнерных площадок в районах области, из них более 6 тыс.— в пятой зоне. Всего на эти цели потребуется в сумме более 350 млн руб. бюджетных средств. Пока заложено на 2021 год только 6 млн руб., остальные, вероятно, будут заложены в следующем году. Других денег пока нет. Федеральные средства планируется получить по программе раздельного сбора ТКО, что поможет решить проблемы пятой зоны, «но лишь частично».
Директор «СимбЭК» Татьяна Большухина считает, что добиваться получения федеральных средств на закупку контейнеров — «это правильных ход». «В федеральном бюджете были заложены деньги на закупку контейнеров, и они должны были давно уже прийти в регион. В Нижегородскую область все контейнеры были поставлены за федеральные средства еще в 2019 году. А в Ульяновской области региональные власти вовремя не подготовили документы, поэтому регоператорам пришлось закупать контейнеры за свой счет. Сегодняшнее решение правильное, потому что финансовую нагрузку нельзя перекладывать на население»,— сказала госпожа Большухина. Она также подтвердила, что строительство полигона под Новоспасском «будет завершено в этом году, если компания решит вопрос финансирования проекта».
Эксперт реготделения ОНФ, экс-глава управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин считает, что изначально не надо было создавать пятую зону, поскольку она была заведомо убыточной. «Но если уж создали и решили не исправлять системную ошибку, то надо было, зная об убыточности, создавать муниципального или государственного регоператора»,— сказал эксперт.