Андрея Платонова перформатировали
В Воронеже по-новому взглянули на наследие знаменитого писателя
Впервые на Платоновском фестивале искусств в Воронеже прошли перформансы, основанные на текстах Андрея Платонова. Первоисточником послужили разные произведения и письма писателя, а события отличались по форме — тут были декламация текстов, ночная опера, рытье котлована и танцы на песке. Не все перформансы получились такими, какими изначально задумывались. Однако, по мнению взглянувшего по-новому на наследие Платонова корреспондента “Ъ-Черноземье” Александра Прыткова, изменения даже оказались к месту.
В минувшие выходные на Платоновском фестивале искусств завершились показы специально подготовленных для форума перформансов по мотивам произведений и писем Андрея Платонова. В дирекции фестиваля объяснили решение организовать специальные и вряд ли возможные к повтору в будущем мероприятия вне театральных площадок тем, что «всегда интересно делать что-то новое»: «Мы решили, что в нынешнем году это перформансы, которые будут отражать разнообразие нашей программы: танец, музыка, драма. И все это должно быть основано на произведениях и биографии Платонова, потому что одна из главных целей фестиваля — продвижение и популяризация наследия писателя». Всего в рамках проекта запланировали четыре перформанса.
Первый прошел в день открытия фестиваля, 3 июня. Режиссер из Новосибирска Полина Кардымон подготовила проект «Время, которое я у Вас займу, будет коротким» о письмах Платонова. Десять актеров из Камерного театра и театра юного зрителя предварительно изучили тексты, выбрали фрагменты из них и пять часов в просторном подвале читали их вслух наизусть. Каждые 40 минут к ним заходила группа из восьми зрителей. Они могли по собственному желанию подсесть к одному из актеров, надеть наушники и послушать, о чем речь. С любым исполнителем в рамках 40 минут можно было провести сколько угодно времени и уйти в любой момент.
При этом даже при желании послушать всех (по четыре минуты на каждого) вряд ли получилось бы: кого-то поневоле заслушаешься дольше, да и спектр поднятых тем был разный — от писем Сталину и жене до бытовых записок «Я тут бутылку водки занял, отдай за меня» и философских зарисовок «Человек вышел из червя». По задумке Полины Кардымон, артисты должны быть просто ретрансляторами, избавиться от «актерского флера», но по крайней мере в начале перформанса, это удалось не всем.
Самым масштабным проектом (в том числе и с организаторской точки зрения, так как пришлось подключать РЖД) стала прошедшая в ночь на 5 июня опера «Жители родного города». В ее основе — рассказ о художнике, который участвует в восстановлении города после войны и вспоминает, как Воронеж строился и разрушался. Впрочем, создатели оперы москвичи композитор Даниил Посаженников и художник Анна Кострикова сразу предупредили, что не надо искать в проекте сюжета. Действие начинается на Курском вокзале, откуда зрители на электричке, галдя в набитых вагонах, как дачники, едут до вокзала Воронеж-1. Там им предлагается послушать голоса людей, инструментальную музыку и звуки города. На перроне, например, пение перемежается гудками локомотивов. Но, главное, авторы перформанса показали, что здание вокзала похоже на храм — есть и витраж-алтарь, и нефы — залы ожидания, и второй этаж для хора.
При этом сама музыка была непростой для восприятия, хотя в ее звучание вполне укладывались даже объявления о прибытии поездов. Наибольшее удивление проект вызвал у настоящих пассажиров, отправлявшихся ночными поездами на юг.
«Новая земля» — хореографический перформанс по рассказу писателя о единении и борьбе с природой прошел 6 июня. Его поставила лауреат «Золотой маски» из Екатеринбурга Анна Щеклеина. Артисты танцевальной труппы Камерного театра на насыпи водохранилища под фразы Платонова о жизни и смерти прыгали и бегали, обнимались и боролись, валялись в песке и закапывались в него, размахивали огромными красными флагами — то как косари, то как любители восточных единоборств. Все это, по словам хореографа, происходило единожды здесь и сейчас: танцоры отрепетировали весь набор соло, дуэтов, трио и поддержек, но их последовательность определяли сами. Вероятно, на их выбор повлияла и погода. В какой-то момент пошел ливень, при этом предвещавший его гром звучал в самые драматичные моменты, а пение птиц после дождя — в умиротворенные.
Единственным бесплатным перформансом стал «Котлован». Та же Полина Кардымон под фрагменты из одноименной повести классика в свадебном платье копала котлован на дамбе железнодорожного моста. Проект должен был стать самым продолжительным — с 4 по 6 июня, по девять часов в день. Наблюдать за действом можно было онлайн, а можно лично, при этом зрители могли присоединиться к работе. Таким образом, госпожа Кардымон исследовала и познавала на себе бессмысленность труда.
Однако «Котлован» стал самым резонансным проектом. Он был свернут досрочно: вечером 4 июня еще небольшая по размеру яма была закопана. Как сообщили в дирекции фестиваля, РЖД сначала разрешили проект, а потом не согласовали его, опасаясь за состояние проложенных в земле коммуникаций. На взгляд корреспондента “Ъ-Черноземье”, такое беспощадное завершение бессмысленной работы стало более платоновским, чем изначальная задумка.
Какой еще проект на Платоновфесте прошел на улице
Этот проект собрал много откликов в соцсетях, преимущественно негативных — на официальном YouTube-канале фестиваля комментарии даже были отключены. Воронежцы, снова явив миру неготовность воспринимать все аспекты искусства, высчитывали бюджет проекта, предлагали организаторам поработать у себя на даче и уверяли, что «Платонов в гробу перевернулся». Впрочем, какова бы ни была ценность показанных перформансов, нельзя не отметить свежесть взгляда на наследие Платонова на фоне постоянно показываемых одних и тех же названий спектаклей в рамках театральной программы. Например, за 11 лет фестиваля постановку «Реки Потудань» в разных интерпретациях показывали пять раз, «Фро» и «Юшки» — по четыре, а спектакли, объединившие сразу несколько произведений, — семь.
Почему в 2021 году Платоновский фестиваль разделен на три части
В апреле в рамках спецпроекта Большой театр привез балет «Укрощение строптивой», в июне состоится российская программа, а в сентябре — пока не анонсированная зарубежная часть. Бюджет фестиваля составит около 100 млн рублей и таким образом вернется к допандемийному объему: в 2020 году из-за закрытых границ иностранные участники не приехали и смета сократилась до 50 млн рублей