Стрелки переводят на кикшеринг
К чему приведет расследование Следственного комитета Санкт-Петербурга
Угроза уголовного преследования компаний по аренде электросамокатов становится все более реальной. В понедельник, 7 июня, петербургские следователи вновь провели обыск в одном из сервисов проката, так как было возбуждено уголовное дело из-за происшествия в центре города. Двое молодых людей на арендованных самокатах сначала сбили, а затем избили человека. В итоге претензии у следователей возникли не только к нападавшим, но и к сервису. По мнению силовиков, компания должна была обеспечить безопасность и клиентов, и всех окружающих. Как продвигается расследование этого дела? И какие возникают вопросы? Разбирался Иван Якунин.
Следственный комитет Санкт-Петербурга посетил офисы компаний Whoosh, Molnia, Bolt , Scoobee и Red Wheels. В официальном пресс-релизе сначала прозвучало слово «обыск», но затем сообщение отредактировали и формулировку убрали. В понедельник силовики снова пришли в один из сервисов и уже не стеснялись в выражениях: видео обысков опубликовано в YouTube-канале СК. Судя по логотипу, речь идет о компании Whoosh. Именно эти самокаты взяли на прокат хулиганы с Невского проспекта. Представители Whoosh пока не комментировали произошедшее.
Повторные обыски — явление нормальное, но сам факт того, что расследование продолжается, абсурден, рассуждает председатель коллегии адвокатов АБС Антон Бакулин. «В 238 статье Уголовного кодекса указано, что вред должен быть причинен потребителю, который пользуется услугой. Например, если самокат взорвался или потребитель получил повреждения, можно это квалифицировать как оказание услуг, не отвечающее требованиям безопасности. А в случае конфликта на проезжей части упрекать компанию просто некорректно»,— отметил Бакулин.
Подробности следователи пока не раскрывают. А участники рынка недоумевают: чего именно добиваются силовики, продолжая расследование? Вряд ли такими методами можно полностью застраховаться от повторения инцидента на Невском. Наверное, есть и другое объяснение, предположил управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров. «Если уголовное дело так или иначе возбудили, закрыть его крайне сложно. Я думаю, что это дело было поставлено на контроль. Вышестоящее руководство порой так делает для того, чтобы попробовать найти что-то еще. Если по основному составу недостаточно доказательственной базы или нужно усилить позицию, возможно, следователи рассчитывают найти какой-то допматериал»,— добавил Хантимиров.
Другой вопрос: что теперь будет с рынком аренды самокатов? Бизнесмены, с которыми побеседовал “Ъ FM” признаются, что пока не понимают, как защититься от возможного преследования. При этом предприниматели готовы перестроиться и соблюдать правила, но пока неясно, какие именно, отметил сооснователь проекта по аренде самокатов e-motion Константин Кокуш. «Должны быть четко сформулированы требования безопасности, которые прокатчики будут соблюдать. Если они этого не сделают, то нужно применять к ним меры. На сегодняшний день, насколько я понимаю, никаких ограничений нет. И непонятно, что тогда требовать от прокатчиков властям. Прокатчик что сможет? Будет контролировать, например, электронику, управление самокатом. А то, что не может, должно быть прописано в правилах пользования. Таким образом, прокатчик формально снимет с себя ответственность»,— уточнил Кокуш.
Теоретически, чтобы решить проблему, нужно признать электросамокаты полноценными участниками дорожного движения и прописать правила для такого транспорта. Например, согласно планам мэрии Москвы, на проезжей части за самокатами присмотрит ГИБДД, а на тротуарах они должны ездить со скоростью пешеходов. Но в основном региональные инициативы еще обсуждаются.
С законодательством на федеральном уровне тоже не ладится. Поправки в ПДД с 2019 года пытается внести Минтранс. Но проект не может пройти «регуляторную гильотину», объяснил организатор движения Let’s Kick Александр Нилов.
«Предлагается учитывать возраст, место передвижения, а также запретить вождение самоката в пьяном виде. Однако эксперты занимают радикальные позиции: полностью запретить электросамокаты, полностью выгнать его на проезжую часть.
Из-за таких крайностей “регуляторная гильотина” отсекла этот проект от жизни»,— рассказал Нилов.
Собеседники “Ъ FM” опасаются, что дело может стать опасным прецедентом: власти начнут регулярно перекладывать ответственность за аварии на сервисы аренды. В Новосибирской области следователи, например, уже ведут проверку в отношении «бесконтрольного массового предоставления в аренду» электросамокатов.
Из-за возникшей тревожной обстановки участники рынка в частных беседах не исключают, что в таких условиях некоторые бизнесмены предпочтут заняться чем-нибудь другим. Возможно, этого власти и добиваются.