Интерес к телевизорам угас
Продажи в России начали падать
Рынок телевизоров в первом квартале просел на 15% год к году в штучном выражении, подсчитали дистрибуторы. В деньгах продажи на фоне роста цен снизились только на 3%, до 44,4 млрд руб. В прошлом году на фоне пандемии многие россияне делали ремонт и покупали новое жилье, оснащая его телевизорами и техникой, но сейчас спрос почти удовлетворен, считают эксперты. Ритейлеры рассчитывают, что оживить рынок может чемпионат Европы по футболу.
Продажи телевизоров в России в первом квартале упали на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, до 1,7 млн устройств, рассказали “Ъ” в «Марвел-Дистрибуции». В денежном выражении, по оценке компании, рынок снизился на 3%, до около 44,4 млрд руб. По оценке сети «М.Видео-Эльдорадо», в штучном выражении продажи телевизоров в первом квартале действительно оказались ниже уровня аналогичного периода прошлого года: тогда их продажи стимулировали высокий курс и новости о локдауне. Но относительно первого квартала 2019 года продажи увеличились на 11%, добавили в компании. В денежном выражении продажи оказались сопоставимы с результатами первого квартала 2020 года, но на 20% превысили показатели 2019 года.
В «Ситилинке» продажи за январь—март выросли на 25% в денежном выражении по отношению к прошлому году, отметил руководитель группы закупок ритейлера Егор Панин. Выросла и сумма, которую покупатели тратят на экраны,— с 15 тыс. руб. в первом квартале прошлого года до 23 тыс. руб. в первом квартале текущего, уточнили в Ozon. Это связано с тем, что потребители склоняются к более технологичным моделям с большей диагональю экрана, считают в компании.
По данным аналитического центра GS Group, импорт телевизоров в Россию сократился на 34%.
«Цена при этом взлетела на 21% в долларах или на 35% в рублях»,— рассказал руководитель центра Александр Сурков. По его словам, доля импортных ТВ на рынке и так невысока, около 10%, но теперь может сократиться еще больше.
В Китае из-за санкций США и пандемии выросли цены на комплектующие к телевизорам, а также подорожала логистика, поэтому увеличилась стоимость самих устройств, говорит генеральный менеджер сети «Позитроника» Алексей Грибовский. В частности, на модели с диагональю до 32 дюймов, по его словам, цены увеличились на 30–50% и продолжают расти. На премиальные модели больших диагоналей цены, уточняет господин Грибовский, пока сохраняются на уровне прошлого года.
Владимир Познер, телеведущий, в мае 2020 года (на портале «Познер Online»)
Люди перестали верить информации, они в какой-то степени потеряли интерес к телевидению
Производители телевизоров увеличивают цены, поскольку растет стоимость комплектующих, в частности ТВ-матриц, отметила директор по дистрибуции компании Merlion Татьяна Скокова. По ее словам, закупочные цены на телевизоры также выросли к концу первого квартала примерно на 20% по сравнению с летом 2020 года и продолжают увеличиваться. Самые востребованные устройства с диагональю до 42 дюймов подорожали не менее чем на 30%, добавляет госпожа Скокова.
Сейчас производители могут сдерживать рост цен только за счет собственной прибыли и крупной партии комплектующих, закупленных по ценам 2020 года, добавляет Антон Фомин.
Рост продаж в сегменте остановился на фоне первичного насыщения на фоне пандемии, считает господин Фомин: «В прошлом году не потраченные на сезонные нужды деньги граждане вкладывали в бытовую технику и гаджеты».
Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отмечает, что продажи ТВ в РФ просели впервые с 2015 года: «Спрос 2020 года был обусловлен тем, что многие делали ремонт во время пандемии и покупали жилье, которое обставляли новой техникой, но сейчас этот фактор потерял актуальность». По мнению господина Муртазина, в условиях растущих цен стимулировать спрос ритейлеры могут только дисконтом, но даже с учетом скидок стоимость телевизоров не вернется к уровню прошлого года. Сейчас спрос смещается в сторону более простых моделей, добавляет Татьяна Скокова.
По мнению Алексея Грибовского, спрос на телевизоры «немного активизировался» во втором квартале, в связи с началом летнего сезона и приближающимся чемпионатом Европы по футболу. Но Антон Фомин сомневается, что это всерьез стимулирует продажи: «Спрос в текущем году будет ниже прошлогоднего, но если и достигнет тех показателей, то не раньше четвертого квартала благодаря сезонности». По прогнозу госпожи Скоковой, рост цен на телевизоры продолжится как минимум до начала октября.