«Команда законодательного собрания состоит не из партий, а из конкретных депутатов»
Спикер регионального парламента Владимир Мякуш о работе фракций, пандемии и поддержке бизнеса
После прошлогодних выборов состав заксобрания Челябинской области обновился почти наполовину, хотя «Единая Россия» сохранила за собой большинство. Седьмому созыву, как и предыдущему, в последние месяцы пришлось работать в новых для регионального парламента условиях онлайн-заседаний и быстро принимать решения, связанные с пандемией. О том, как работали депутаты в период коронавирусных ограничений, как распределяются роли в законодательном органе между разными фракциями и как принятые за последний год законы могут повлиять на развитие Южного Урала, “Ъ-Южный Урал” рассказал председатель законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш.
— Владимир Викторович, минувшей осенью был сформирован седьмой созыв законодательного собрания Челябинской области. Состав обновился примерно наполовину. Если подвести первые итоги, то что, по-вашему, изменилось в работе регионального парламента с приходом новых и уходом части прежних депутатов?
— С обновлением состава поменялось распределение сил. Если в прежнем составе у нас было 80% депутатов «Единой России», то сейчас их стало меньше — 43 из 60. Это, конечно, все равно большинство, которое при нашем желании позволило бы нам принимать законы вне зависимости от позиции других фракций, но мы не используем такой подход. Вместо него у нас действует система договоренностей, поиск компромиссов и метод убеждения. При принятии решений мы советуемся с партнерами из других фракций, выходим с предложениями, делаем так, чтобы как можно больше депутатов проголосовали за проект закона. Большая работа проводится на стадии так называемого нулевого чтения: сначала проводим работу с руководителями фракций, затем встречаемся с депутатами, объясняем значимость закона, возможно, что-то корректируем с учетом мнений. Я считаю, что команда законодательного собрания состоит не из партий, а из конкретных депутатов, и мнение каждого имеет значение. Конечно, не все законы принимаются единогласно, бывает, что другие фракции в силу партийных установок или каких-то конъюнктурных решений занимают противоположную позицию.
Я всегда был сторонником человеческих отношений, а не формальностей и давления большинством. Нужно разговаривать, находить точки соприкосновения. Считаю, что в целом у нас это получается, и если какие-то разногласия возникают, мы убеждаем, договариваемся. Благодаря хорошим отношениям с руководителями фракций и детальной предварительной проработке законопроектов, нам удается обходиться без ссор и конфликтов.
Мякуш Владимир Викторович
Родился в 1948 году в селе Митрофановское Сосновского района Челябинской области. Окончил инженерно-строительный факультет Челябинского политехнического института. Начинал трудовую деятельность электрослесарем на комбинате строительных материалов и изделий треста «Челябметаллургстрой». В 1997 году был назначен на должность заместителя начальника управления «Промстрой-3», затем в 1984 стал председателем профсоюзного комитета объединения «Челябметаллургстрой», а в 1986-м — заместителем начальника того же объединения по кадрам и быту. В 1992 году возглавил АО «Сфера ЧМС», в которое вошли считавшиеся неперспективными объекты соцкультбыта (общежития, бассейн, профилакторий). До 2001 года занимал должность председателя совета директоров «Челябметаллургстроя».
Депутатом заксобрания Челябинской области был впервые избран в 1998 году. С 2000-го по 2005 год был заместителем председателя, возглавлял комитет по финансово-бюджетной политике. Пост спикера занимает с июня 2005 года. Член партии «Единая Россия», в 2005–2020 годах являлся секретарем ее регионального отделения, пока этот пост не занял губернатор Алексей Текслер.
— А как взаимодействуете в плане распределения ролей в заксобрании между фракциями?
— Когда мы выбирали руководящий состав, определили, что все фракции должны быть в нем представлены. Члены других партий занимают должности председателей комитетов и их заместителей. Например, комитет по регламенту и этике возглавляет Василий Швецов, лидер фракции «Справедливой России», комитет по экологии и природопользованию — Михаил Махов, фракция «Зеленая альтернатива».
— Как повлияла пандемия коронавируса на процесс законотворчества в регионе? Как строилась работа законодательного собрания в период наиболее жестких ограничений, и вернулось ли оно в итоге к «доковидному» принципу работы?
— Несмотря на все сложности коронавирусных ограничений, сегодня можно сказать, что в итоге они даже положительно повлияли на работу законодательного собрания. Повысилась оперативность, активно стал применяться формат видеоконференций. В период более строгих профилактических мер обсуждения были только в формате онлайн. Большая часть депутатов участвовала в заседаниях в режиме ВКС, руководящий состав всегда находился на рабочих местах в здании заксобрания, конечно, с соблюдением ограничительных мер. Кроме того, важно, что работа в условиях пандемии повысила уровень ответственности за принимаемые решения, потому что те законы, которые мы принимали, требовали оперативного рассмотрения, и от них очень многое зависело. Например, повышение зарплат медикам, строительство медицинских объектов. Это, конечно, зона ответственности исполнительной власти, но если бы мы не вносили изменения в бюджет, денег на эти цели не было бы. Проводили внеочередные заседания, чтобы, допустим, поддержать федеральный закон, направленный на борьбу с COVID-19. Поэтому можно сказать, что те законопроекты, которые инициировал губернатор и принимали депутаты, решали судьбу области. И эта оперативность исполнительной и законодательной ветвей власти позволила региону относительно плавно пережить коронавирусный период. Сегодня количество случаев заражения уменьшается, и это в том числе благодаря принятым в то время мерам и решениям.
— Тогда принимались меры, в том числе касающиеся поддержки бизнеса. Как вы сегодня оцениваете их эффективность?
— Мы тогда приняли пакет, состоящий, наверное, более чем из 20 законов, направленный на поддержку как малого и среднего, так и крупного бизнеса, чтобы поддержать экономику и не потерять рабочие места. Приняли нормативные акты, которые позволили оперативно предоставить предпринимателям льготы. Допустим, закон о послаблениях для бизнеса, работающего по упрощенной системе: для 51 вида деятельности мы снизили налоги по режиму «доходы» с 6% до 1%, по режиму «доходы минус расходы» с 15% до 5%. По патентной системе налогообложения сделали вообще символическую нагрузку, цена годового патента — один рубль, и расширили перечень видов деятельности, для которых патентная система может быть применена. Продлили срок действия «налоговых каникул» для тех, кто впервые открывает бизнес. Отмечу, что в нашем регионе самый широкий перечень видов деятельности, для которых применимы «налоговые каникулы». Уменьшили ставки налогов на имущество, на прибыль, это актуально для улучшения инвестиционного климата в области. И в этом году мы не ослабили внимания к предпринимателям. Продлили действие пониженных налоговых ставок для тех, кто пострадал от коронавируса. На недавнем заседании депутаты приняли закон, который освободил от транспортного налога на пять лет резидентов и управляющие компании индустриальных парков. Много принято решений и по социальной поддержке, от которой зависит в том числе спрос, а значит, и бизнес.
— Какие решения, принятые законодательным собранием в последнее время, вы считаете наиболее значимыми?
— Это, например, закон об инициативном бюджетировании, который дает возможность жителям области вносить свои предложения по использованию средств бюджета для решения актуальных проблем местного значения. В муниципальных образованиях создаются инициативные группы, они обсуждают развитие своей территории, вносят эти инициативы на уровне муниципальных образований, проходит рейтинговое голосование за тот или иной проект. Жители региона могут вносить предложения по благоустройству, решению инфраструктурных проблем города, поселка, в то время как раньше эти инициативы исходили только от представителей органов власти — глав муниципалитетов, правительства, депутатов заксобрания. Кстати, в этом году мы увеличили объем финансирования из областного бюджета, необходимый для реализации закона об инициативном бюджетировании, с 750 млн до 1,15 млрд руб. А на 2022 и 2023 годы запланировано по 1,5 млрд руб. ежегодно
Также хочу отметить принятый в этом году закон о комплексной застройке территорий. Он дает возможность, во-первых, упорядочить строительство в городе, во-вторых, увеличить объем ввода жилья и переселить людей из ветхих и аварийных домов в новые, конечно, с учетом мнения жителей. Проект широко обсуждался среди населения, в муниципальных образованиях. Этот закон уже вступил в силу.
Если говорить в целом о нашей работе, хочется отметить нашу совместную с губернатором и правительством работу в рамках дней Челябинской области в Совете федерации, где нашел поддержку ряд наших инициатив, в том числе предложение Алексея Текслера о завершении строительства метро.
— У некоторых жителей области есть опасения, связанные с законом о комплексном развитии территорий, или, как еще говорят, о реновации. Удастся ли Челябинску избежать ситуаций, когда еще вполне пригодные для проживания дома будут сносить в угоду застройщикам и ставить людей перед фактом, что их переселяют?
— Все будет делаться с учетом мнения жителей области. Да, с этим связано много организационных моментов, на решение которых потребуется время, но всегда можно найти компромиссы. Если многоквартирный дом планируется включить в комплексное развитие, то у жильцов есть несколько месяцев для того, чтобы на общем собрании принять решение о несогласии с таким предложением. Единственный критерий: на общем собрании должно присутствовать не менее 50% жителей дома, а проголосовать — не менее одной трети. То есть достаточно 17 процентов несогласных, чтобы выйти из КРТ.
Важно, что закон дает возможность комплексной застройки, при которой можно планировать сразу размещение и зданий, и новых социальных объектов, а также благоустройство. И это действительно реновация.
— Какие еще действия, решения, по-вашему, нужны, чтобы ускорить развитие транспортной системы региона, о котором сегодня много говорится?
— Сейчас дорожный фонд региона составляет более 20 млрд руб. Очень много вопросов, связанных со строительством и ремонтом дорог. Много вопросов к качеству выполнения этих работ. Чтобы продолжать результативно заниматься развитием дорожной сети, а значит и транспортной системы региона, необходимо увеличение финансирования. Здесь необходима работа и на уровне областного бюджета, и на уровне федерального. Вообще у нас два серьезных проблемных вопроса — газификация и строительство дорог. Что касается газификации, в целях исполнения поручения президента Владимира Путина о «социальной газификации», на федеральном уровне уже дан старт мероприятию по реализации в нашем регионе программы, которая позволит подвести газ к жилым домам без привлечения средств граждан.
— Выступая в Совете федерации, вы предложили на федеральном уровне ввести единые правила определения границ особо охраняемых природных территорий. Какую пользу вы в этом видите?
— Мы столкнулись с проблемой после того, как приняли постановление об изменении границ челябинского городского бора в целях строительства детского центра хирургии и онкогематологии. Понятно, что такие изменения требуют компенсации, поэтому мы, изъяв 4 га, добавили к границам особо охраняемой природной территории в десятки раз большую площадь — 60 га. Таким образом, речь идет не об уменьшении, а об увеличении территории памятника природы. Постановление было оспорено в суде группой экоактивистов. Мы до сих пор находимся на стадии судебных разбирательств. Здесь комментировать что-либо считаю преждевременным, суд еще не поставил точку в наших спорах. (Уже после того, как было записано интервью, кассационный суд отменил решение апелляции и вернул дело на рассмотрение в суд первой инстанции.— “Ъ-Южный Урал”.) Именно поэтому особое значение приобретает наша инициатива по определению границ особо охраняемых природных территорий. Когда я выступал в Совете федерации, предложил принять на федеральном уровне единые и внятные правила, в соответствии с которыми всем будет понятно, какие документы нужны, необходимо ли заключение Минприроды России. Это и позволит в дальнейшем избежать таких затяжных судебных процессов. Эта проблема актуальна не только для нашей области, но и для многих других субъектов РФ. В нашем случае спор идет с позапрошлого года, при том что есть выделенные из федерального бюджета 4 млрд руб. на строительство больницы.
Законодательное собрание Челябинской области
Сформировано в 1994 году как Челябинская областная дума, которая стала правопреемником областного совета депутатов с новыми полномочиями, в частности, разработкой областной законодательной базы. Современное название законодательный орган получил в 1996 году. Сейчас действует седьмой созыв областного парламента, который был сформирован по итогам выборов 2020 года и обновился по сравнению с шестым на 46%. В заксобрании представлено шесть фракций: «Единая Россия» (43 депутата), «Справедливая Россия» (семь), КПРФ (четыре), ЛДПР (три), Партия пенсионеров (два) и «Зеленая альтернатива» (один). На первом заседании 8 октября 2020 года председателем был избран Владимир Мякуш, заместителями председателя — Олег Голиков, Анатолий Еремин, Юрий Карликанов, Владимир Павлов, Вадим Ромасенко и Константин Струков.
— В марте был принят областной закон о раздельном сборе мусора. Вы считаете, что инфраструктура и жители региона готовы к такому нововведению?
— Мы постепенно к этому идем, готовимся. Закон принят, потому что у нас в приоритете вопросы экологии. Проблема закрытия городской свалки в Челябинске, которая была бельмом на глазу, уже решена, сейчас аналогичный вопрос решается в Магнитогорске и других городах. Но для того, чтобы пойти дальше и обеспечить раздельный сбор мусора, необходимы дополнительные меры и финансы. Кроме того, нужно изменить сознание и привычки людей, потому что сейчас далеко не все готовы складывать мусор по отдельности. А самое главное, для того чтобы вся эта система заработала, нужны мусороперерабатывающие заводы, которые бы полностью позволяли нам эту проблему решить. Поэтому сегодня говорить, что мы на 100% готовы, было бы неправильно. Надо строить мощности для переработки, проводить разъяснительную работу как с жителями, так и с региональными операторами.
— Когда вы с губернатором были в Совете федерации, председатель верхней палаты Валентина Матвиенко указала на проблему сокращения субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Какая сейчас законодательная работа ведется или планируется в этом направлении, кроме тех мер, о которых вы уже рассказали, говоря о поддержке в период коронавируса? Готовятся ли еще какие-то инициативы?
— Отвечая на ваш вопрос, хотел бы привести несколько цифр. Благодаря тем мерам, которые мы своевременно приняли в «ковидный» период, налоговыми льготами смогли воспользоваться 39 тыс. субъектов предпринимательства. Налоговая нагрузка снизилась более чем на 3 млрд руб. Принятые меры позволили не только сохранить рабочие места, но и создать новые. В 2020 году по сравнению с 2019 годом численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства выросла на 16%. Мы понимаем, что не во всех отраслях преодолен спад и поэтому в текущем году обсуждаем и принимаем меры в отношении каждой конкретной сферы предпринимательства. Например, разработан и принят комплекс законодательных решений по поддержке и развитию малоформатной торговли. Прежде всего, я имею в виду амнистию для нестационарных торговых объектов и рекомендации органам местного самоуправления по регулированию развозной торговли. Еще одну задачу в этой области мы решаем с помощью федеральных органов — вышли с инициативой о распространении действия закона о торговле на самозанятых. На июньском заседании будет рассмотрена инициатива по включению в категорию «социальное предпринимательство» предприятий школьного питания и туризма для школьников и студентов. Это даст им возможность получать дополнительные меры поддержки. Депутаты находятся в постоянном диалоге с представителями бизнеса. Мы создали общественный совет по предпринимательству и инвестиционной деятельности при законодательном собрании области, который постоянно занимается вопросами предпринимательства и дает нам рекомендации. Так, представители бизнеса обратили наше внимание на то, что необходимо выделить в отдельный вид с отдельной стоимостью патента торговлю через автоматы, а также включить в патентную систему такие виды, как туристическая деятельность, деятельность парков культуры и тематических парков. Уже многое сделано для поддержки предпринимательства, но мы настроены на динамичное развитие и работаем дальше, ищем новые решения, чтобы у южноуральцев было желание заниматься бизнесом.