ВТБ «ВКонтакте» с клиентами
Банк запустит рассрочку через VK Pay
Платежная система «ВКонтакте» VK Pay привлекла в качестве партнера ВТБ, который запустит в ней новый для себя продукт — рассрочку. Сейчас такой сервис в системе доступен через относительно небольшой ХКФ-банк. По формату рассрочка подходит молодежной аудитории экосистемы «ВКонтакте», к потребительскому кредиту или ипотеке они еще вряд ли готовы, говорят эксперты. Однако они сомневаются, что ВТБ за счет этого сервиса удастся расширить свою клиентскую базу.
О том, что ВТБ начнет предоставлять новую услугу — рассрочку, “Ъ” сообщил зампред правления банка Анатолий Печатников. Пока продукт будет доступен только для клиентов платежного сервиса «ВКонтакте» — VK Pay. Запуск пилотного проекта намечен на осень. В ВТБ рассчитывают за счет проекта расширить клиентскую базу. Ежемесячный объем аудитории VK Pay оценивается в 17 млн человек, у банка свыше 14 млн розничных клиентов. Стратегическая задача — удвоить их число к 2030 году.
Сейчас клиенты VK Pay уже могут оформить рассрочку через ХКФ-банк (с лимитом 300 тыс. руб.), покупая товары у партнеров (AliExpress, «Связного» и др.), а также на маркетплейсе «ВКонтакте». В ХКФ-банке считают сотрудничество с VK Pay «очень перспективным проектом, который пользуется большой популярностью», однако не назвали результаты партнерства и объемы выданных рассрочек.
В ВТБ рассчитывают, что к 2025 году в рамках партнерства с VK Pay будут выдавать около 3 млн рассрочек ежемесячно.
К 2025 году среднемесячный объем покупок может достигать 19 млрд руб. Следующим этапом после запуска сервиса может стать увеличение среднего чека рассрочки и возможность предлагать клиентам новые продукты, в частности кредитные карты или кредит наличными, добавляют в банке.
Рассрочка — востребованный среди аудитории VK Pay продукт, отметил директор по развитию бизнеса системы Максим Попов. С помощью экспертизы ВТБ сервис сможет «лучше подбирать индивидуальные предложения» для клиентов, считает он.
Однако эксперты скептически относятся к перспективам партнерства.
Сервис VK Pay не является массовым для оплаты, и его развитие ограничено тем, что для многих компаний основатели сервиса выступают конкурентами, считает директор процессингового центра «КартСтандарт» Майя Глотова. После приобретения Совкомбанком проекта карты рассрочек «Совесть» (ранее принадлежала группе Qiwi) и интеграции ее в проект «Халва», по мнению госпожи Глотовой, «на рынке рассрочек сформировался явный лидер, имеющий огромную сеть приема и выгодные условия». «Новому игроку, имеющему изначально крайне ограниченную инфраструктуру приема, будет сложно заинтересовать как потенциальных клиентов, так и партнеров»,— считает она.
«Рассрочка вряд ли будет популярна настолько, чтобы привлечь значительное количество новых клиентов для ВТБ,— соглашается независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков.— Качество заемщиков будет также вызывать вопросы со стороны управления кредитными рисками банка». Кроме того, динамика роста количества клиентов самого VK Pay достаточно скромная и говорить о существенном росте в будущем было бы преувеличением, полагает он.
Тем не менее платежный сервис постепенно превращается в независимый финансовый продукт, в будущем способный привлекать новых пользователей, считает региональный директор международного платежного оператора Ecommpay в Москве Андрей Моряков.
«На данный момент выгода проста — монетизация клиентуры VK через дополнительную услугу, которая является сторонним решением, но все равно замкнута в экосистему "ВКонтакте",— поясняет он.— Социальная сеть сможет монетизировать клиентуру более активно, так как кредитный продукт дорогой и, вероятнее всего, компания будет делить прибыль с ВТБ».
В то же время эксперт указывает и на возможные риски для потребителя: аудитория «ВКонтакте» молодая и должна будет тщательно разобраться в условиях рассрочки, обратить внимание на условия договора, чтобы рассрочка не превратилась в банковский кредит. Также возможны стандартные риски для пользователей соцсетей: спам от банков и микрокредитных компаний, взлом аккаунта.