«Кортеж» не запустился в небо
Конструктор двигателя первого российского бизнесджета оказался под следствием
Как стало известно “Ъ”, московские суды начали разбираться с уголовным делом начальника отдела поршневого двигателестроения Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ), авторитетнейшего в своей сфере конструктора Льва Финкельберга. Два года назад он хотел переоборудовать автомобильный мотор от лимузина Aurus для высших должностных лиц государства под авиадвигатель и установить его на первый российский бизнесджет. Но планы конструктора нарушила полиция, уличившая его в мошенничестве.
Уголовное дело 60-летнего Льва Финкельберга, расследованное следственным управлением УМВД по Юго-Восточному округу Москвы, было передано в Лефортовский райсуд. Однако судья Альбина Галимова установила, что уже после ознакомления сторон с материалами в них были внесены «существенные изменения». К делу приобщились «новые документы и вещественные доказательства», на протоколе ознакомления появились «приписки и исправления», а представитель потерпевшей стороны и вовсе заявил, что в документах за него расписался кто-то другой. Судья решила, что это не позволит вынести «законное и справедливое решение», вернув материалы прокурору для устранения нарушений.
Прокуратура не увидела нарушений в материалах, которые сама недавно утверждала, обжаловав это решение. Против возврата была и адвокат Екатерина Клепнева, полагавшая, что допущенные следствием ошибки учтет суд, а ее клиент получит дополнительные шансы на оправдание. Однако райсуд отклонил доводы обеих сторон. «Поэтому принятое решение мы обжаловали в Мосгорсуде»,— пояснила “Ъ” защитник Клепнева. Апелляционная же инстанция вернула дело в Лефортовский суд, где его рассмотрят в ином составе.
Поводом для уголовного преследования конструктора стали проведенные в ЦИАМе в 2014 году разработки нового поршневого авиадвигателя, условно обозначенного как «Пилот-2».
Ответственный за этот контракт начальник отдела Финкельберг привлек к работе ООО «Зеленпарк», заключив с ним договор о разработке и поставке институту двух электронных блоков управления «Пилотами» общей стоимостью 4,484 млн руб. Заказчик оплатил модули, получил и установил их на опытные образцы, после чего о проекте на несколько лет забыли.
«Пилотом-2» снова заинтересовались только в 2017 году, во время начатой в ЦИАМе налоговой проверки: цена оборудования для достаточно простых двигателей внутреннего сгорания мощностью всего 50 л. с. показалась налоговикам завышенной. Они вызвали для объяснений поставщика устройств, гендиректора и единственного учредителя «Зеленпарка» Сергея Талалу. Бизнесмен честно признался, что купил устройства в магазине автозапчастей по 20 тыс. руб. каждое, а затем продал их в ЦИАМ вместе с новыми паспортами, которые «набрал на компьютере и распечатал». Раскаявшийся коммерсант не заинтересовал налоговиков. В уголовном деле, возбужденном позже полицейскими, он тоже сохранил статус свидетеля. Зато его фирму, сумевшую получить более 10 000% прибыли от одной сделки с институтом, проверили по полной программе.
Было установлено, что «Зеленпарк» вообще не мог вести коммерческую деятельность, поскольку не имел своего помещения, транспорта, средств и «трудовых ресурсов» для выполнения работ.
Сомнительную репутацию компании подтверждала и бухгалтерская отчетность: ее доходы оказались почти равны расходам, а прибыль — минимальной. «Зеленпарк», по мнению проверяющих, «имитировал хозяйственную деятельность», а его расчетный счет использовался «для транзита средств и обналички».
Проверка установила, что в 2013–2015 годах фирма выполнила три заказа. Она получила 5,546 млн руб. от ООО «Миллениум проперти менеджмент» за разработку некой документации, 4,484 млн руб. от ЦИАМа за поставку электронных блоков и 1,6 млн руб. от ООО «Научно-технический центр "Грат"» за «сопровождение технических работ по двигателям». При этом после реализации каждого контракта фирма расплачивалась со своим учредителем, якобы оказавшим ей ранее «спонсорскую помощь». Все полученные от ЦИАМа и двух других организаций средства гендиректор «Зеленпарка» просто снимал со счетов, указывая, что наличка требовалась ему для «возврата врем. фин. помощи».
На допросах обвиняемый Финкельберг и свидетель Талала фактически признали версию правоохранителей об аффилированности «Зеленпарка» со всеми своими партнерами через «цепочку организаций и их должностных лиц». Они рассказали, что давно знакомы, а некоторое время были даже коллегами. Оставаясь на своих должностях во ФГУПе и ООО, они совместно разрабатывали авиадвигатели в АО «Машиностроительный завод "Агат"» в Ярославской области. Как пояснил “Ъ” близкий к расследованию источник, «по дружбе» начальник отдела ЦИАМа и согласился приобрести у коммерсанта блоки по завышенной цене. Из этих же соображений, по мнению собеседника “Ъ”, частично принадлежащий господину Финкельбергу НТЦ «Грат» пригласил гендиректора «Зеленпарка» сопровождать свои работы за 1,6 млн руб. Лев Финкельберг, как следовало из его показаний, привлекал своего опытного коллегу и приятеля к сотрудничеству, что называется, не глядя — он просто звонил Сергею Талале и договаривался с ним. По версии следствия, поставленные товарищем блоки в рамках проекта «Пилот-2» начальник отдела даже не проверил на испытательных стендах ЦИАМа.
Следствие в итоге сочло сделку с блоками фиктивной. По мнению полиции, господа Талала и Финкельберг организовали ее для личного обогащения.
Стоит отметить, что из-за претензий полиции Льву Финкельбергу пришлось отложить планы об участии в создании первых российских самолетов бизнес-класса. Два года назад конструктор публично заявил, что его отдел в ЦИАМе планирует оснастить эти самолеты переделанными 4,4-литровыми двигателями с турбонаддувом мощностью 598 л. с, которые устанавливают на российские автомобили представительского класса проекта «Кортеж», в том числе на лимузины Aurus Senat.