«Роснефть» меняет регионального менеджера
Главой топливного бизнеса компании на Северо-Западе стал Алексей Шабалин
Спустя полгода после смены гендиректора в региональной сети АЗС «Роснефти» новые кадровые перестановки. Главой ООО «РН-Северо-Запад» назначен Алексей Шабалин, пять лет назад руководивший консолидацией юрлиц сети в Петербурге, а после бывший гендиректором компании «РН-Карт», недавно выигравшей контракт на поставку топлива ГУП «Пассажиравтотранс» на 9 млрд рублей. Личность господина Шабалина хорошо известна на рынке, говорят эксперты, высоко оценивая его управленческие качества. Перспективы развития крупных игроков они видят в наращивании качества сервиса, предупреждая, что рост цен в оптовом сегменте может послужить приговором независимым операторам.
В ООО «РН-Северо-Запад» сменился генеральный директор, сообщил “Ъ” источник на рынке и подтвердили в самой компании. По словам собеседника издания, новым руководителем компании стал Алексей Шабалин, в справке об «РН-Северо-Запад» на портале «Роснефти» значится то же имя.
На посту главы сети АЗС в регионе господин Шабалин сменил Алексея Артемьева, руководившего компанией полгода после того, как предыдущий гендиректор ООО «РН-Северо-Запад», Алексей Пласков, перешел в головную структуру в качестве директора департамента управления операционной деятельностью и региональных продаж. В системе «СПАРК-Интерфакс» господин Артемьев до сих пор значится руководителем петербургского юрлица, а также четырех ООО, проходящих реорганизацию в форме присоединения к «РН-Северо-Запад». Это ГНК, ПТК, «ПТК-Терминал» и «Транс-тайм» — бывшие компании группы ПТК, приобретенной «Роснефтью» в 2019 году. По оценке руководителя проектов исследовательской группы «Петромаркет» Анны Лишневецкой, после сделки доля «Роснефти» на розничном рынке в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составила примерно 20% как в общем объеме реализации автобензина и дизтоплива, так и в парке автозаправочных станций региона.
Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин характеризует Алексея Шабалина как опытного руководителя розничной сети, напоминая, что он уже занимался интеграцией петербургских юрлиц «Роснефти» (в 2015–2016 годах господин Шабалин руководил консолидацией ООО «РН-Балтика», «РН-Ладога» и оператора BP в Санкт-Петербурге «РН Северная столица» под ООО «РН-Трейд» и являлся главой последней до прихода Алексея Пласкова). «Он уже работал на этих объектах в Петербурге и сейчас, скорее всего, получил задачу двинуть компанию по всем направлениям»,— рассуждает господин Ашихмин. Ранее эксперт указывал, что после закрытия сделки с ПТК «Роснефть» столкнулась с сокращением количества корпоративных клиентов. Но проседание в этом направлении логично, пока новая команда выстраивает коммуникации, считает он. Большую проблему господин Ашихмин видит в сложившейся рыночной ситуации — в нехватке объемов топлива на бирже и, как следствие, несоответствии оптовых и отпускных цен на него.
Вице-президент Российского топливного союза Леонид Чурилов сомневается, что Алексей Шабалин призван выполнить исключительно роль интегратора розничных сетей. «Консолидация активов ПТК идет уже давно: уже большая часть АЗС прошла ребрендинг в сеть "Роснефть" и BP, сейчас идет заключительная стадия. Думаю, что основных причин назначения три: завершение юридической очистки сделки, перенесение компетенции господина Шабалина в области продаж в частный сектор, за который отвечает розничное подразделение, и естественная ротация кадров. Это традиционный для крупных компаний процесс,— полагает он.— Алексей Шабалин уже давно работает в структурах "Роснефти», в частности, в "РН-Карт". Это крупнейшая сбытовая компания, которая занимается корпоративным сектором. Он известен на рынке как профессиональный руководитель и партнер. Думаю, перед новым гендиректором головная компания ставит задачи увеличения объемов реализации частным лицам и повышение качества сервиса». По словам эксперта, перспективы развития сегмента вполне определены. «Рынок Санкт-Петербурга сейчас вошел в равновесную стадию: "Роснефть" купила ПТК, "Татнефть" купила Neste, независимых сетей почти не осталось, в соответствии с антимонопольным законодательством, укрупняться, кроме Shell, больше никому нельзя. Поэтому осталось бороться за доли рынка и потребителя. Кто окажется профессиональнее, тот и будет выигрывать»,— заключает господин Чурилов.
По оценке «Петромаркета», в январе — мае 2021 года спрос на дизтопливо в РФ на 3–5% превышал показатели за аналогичный период 2019-го. Спрос на автобензин восстановился до «докризисного» уровня чуть позже: в марте — мае 2021 года потребность в нем была на 1,2–1,9% выше, чем в те же месяцы 2019-го.
При этом на рынке складывается острая ситуация. Розничные цены на Аи-92, Аи-95 и летние сорта дизтоплива к началу лета выросли на 4; 3 и 5% относительно конца 2020 года. Средние в РФ оптовые и мелкооптовые цены них в тот же период прибавили по 13–17%, объясняет госпожа Лишневецкая. «Уровень чистой маржи розничной реализации топлив в 2021 году — крайне низкий. На рынке Аи-92 торговля на АЗС генерирует убытки начиная с последней декады января. Для Аи-95 и летнего дизтоплива к началу лета маржа опустилась с 3–4 рублей за литр в конце декабря 2020 года до околонулевых значений»,— говорит она. И если вертикально интегрированные нефтяные компании могут компенсировать низкую доходность и даже убыточность в мелкооптовом и розничном каналах высокой маржинальностью нефтепереработки, то для независимых торговцев топливом ситуация, если она не изменится, выглядит очень рискованной, чреватой потерей бизнеса, предупреждает эксперт.