Торговля смещает центры
По темпам ввода крупных объектов регионы обогнали Москву
Рост обеспеченности торговой недвижимостью в крупных городах страны оказался более выраженным, чем в Москве, а в некоторых случаях превысил 38%. Но, предупреждают аналитики, строящиеся объекты рискуют оказаться невостребованными, учитывая, что на некоторых региональных рынках переизбыток площадей. Перспективными для строительства новых объектов консультанты называют небольшие города на 100–300 тыс. человек.
Насыщенность торговыми площадями в 13 российских городах-миллионниках, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, по итогам первого квартала 2021 года составляет 468 кв. м на 1 тыс. человек, увеличившись за два года на 5,6%, говорится в исследовании Knight Frank. Темпы роста в регионах оказались выше, чем в Москве: за два года обеспеченность торговыми площадями увеличилась на 4,3%, хотя на 1 тыс. жителей столицы сейчас приходится 532,2 кв. м. Аналитик департамента торговой недвижимости Accent Capital Анастасия Костомахина приводит свои цифры: в Москве на 1 тыс. жителей приходится 513 кв. м качественных площадей, в Санкт-Петербурге — 750 кв. м, в регионах — 370 кв. м.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов поясняет, что инвесторы на периферийных рынках традиционно действуют более инертно, чем в Москве, а средний срок строительного цикла в регионах — на 20% дольше. Поэтому тенденция к снижению объема ввода крупных объектов (более 50 тыс. кв. м) в столице, по его словам, начала прослеживаться раньше и сейчас отражается на росте обеспеченности торговой недвижимостью.
Заметнее всего за последние два года, по расчетам Knight Frank, увеличилась обеспеченность торговой недвижимостью в Перми — на 38,5% (до 327 кв. м на 1 тыс. человек), Волгограде — на 17,1% (до 342 кв. м) и Казани — на 11,5% (до 389 кв. м).
Такую выраженную динамику Перми помогла обеспечить низкая база: по объему торгцентров на душу населения город по-прежнему занимает последнее место. В Knight Frank называют лидером Самару, где на 1 тыс. человек приходится 747 кв. м. Но заметного прироста торговых площадей в городе сейчас нет: последнее крупное открытие было в конце 2019 года.
Лидирующие позиции по обеспеченности торговой недвижимостью, по подсчетам Knight Frank, занимают также Екатеринбург (676 кв. м на 1 тыс. человек) и Нижний Новгород (553 кв. м). В этих городах показатель стабилен несколько лет, так как там не вводятся новые торгцентры. Алексей Ванчугов не видит в этом ничего удивительного: объем недвижимости в этих городах рос слишком быстро, в то время как покупательная способность осталась ограниченной. В итоге далеко не все площади сейчас востребованы и уровень вакантности высок. В JLL выделяют еще один город с аномально высокой обеспеченностью торгцентрами: в Краснодаре на 1 тыс. жителей приходится 728 кв. м.
Как прогнозируют в Knight Frank, в 2022 году заметный прирост обеспеченности торговой недвижимостью прогнозируется в Перми (на 14,5%, до 374 кв. м) и Ростове-на-Дону (на 11,2%, до 560 кв. м). Положительная динамика может сохраниться в Казани, где анонсирован объект площадью 117 тыс. кв. м. В Новосибирске рост обеспеченности может составить 8,8%, до 395 кв. м на 1 тыс. человек. В Воронеже, напротив, этот показатель сократится на 2%, до 469 кв. м на 1 тыс. человек.
По словам руководителя отдела исследований JLL Владислава Фадеева, в России в этом году заявлено к вводу более 1 млн кв. м торгцентров: 35% от этого объема приходится на Москву, 12% — на города-миллионники, 16% — на небольшие города с населением 100–300 тыс. жителей.
Последние наиболее перспективны для строительства такой недвижимости, считает старший консультант отдела исследований рынка CBRE Екатерина Сизанова: «Для некоторых из них характерен дефицит качественного предложения торговых объектов при относительно стабильном уровне доходов населения, как, например, на Севере и Дальнем Востоке». Динамика роста обеспеченности торгцентрами в целом по стране замедлится, прогнозирует директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева: девелоперы сосредоточатся на строительстве небольших торгцентров площадью 15–25 тыс. кв. м.