Минтранс давит на массу
Ведомство доработало поправки к ПДД по регулированию электросамокатов
Минтранс поправками к правилам дорожного движения (ПДД) намерен запретить выезжать на тротуары пользователям электросамокатов массой более 35 кг. Максимальная скорость движения СИМ (средств индивидуальной мобильности) в городе будет ограничена 20–25 км/ч. В МВД ссылаются на то, что число ДТП с их участием в стране за год выросло почти в три раза. Одновременно готовят собственные меры по обеспечению безопасности движения и операторы кикшеринга: черные списки нарушителей, датчики для автоматического определения веса пользователей, а также системы распознавания агрессивного вождения.
Детали поправок к ПДД раскрыл во вторник замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко, выступая на круглом столе на площадке «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Речь идет об изменениях, которые ведомство готовит с 2019 года,— за два года документ неоднократно переписывался и дополнялся, о чем рассказывал “Ъ”. После очередных консультаций с МВД проект поправок дополнен лимитом скорости для пользователей электросамокатов (или других подобных устройств) на тротуаре: вводится запрет разгоняться выше 20 км/ч. При этом гражданам вовсе запретят выезжать на тротуар, если устройство весит более 35 кг. Технологию измерения скорости и массы господин Луговенко не раскрыл, пояснив, что «убивает и калечит именно кинетическая энергия». На проезжей части скорость электроустройств транспортное ведомство намерено ограничить пределом в 25 км/ч.
Необходимость регулирования движения электросамокатов и прочих подобных устройств обсуждается с 2016 года, когда были зафиксированы первые ДТП с этим транспортом. По данным МВД, в 2020 году в России зарегистрирована 331 авария с СИМ (на 180% больше, чем годом ранее), в которых погибло 6 человек и ранено 347. Предложенный Минтрансом термин «средства индивидуальной мобильности» (включает электросамокаты, моноколеса, гироскутеры) уже вошел в обиход. К процессу регулирования на разных этапах подключились Общественная палата, ОНФ, Мосгордума, СПЧ.
Пока правовой статус устройств не урегулирован, ГИБДД в ряде регионов наказывает пользователей СИМ как водителей мопедов, если мощность электродвигателя более 250 ватт.
В Татарстане, в частности, суды лишают водительских прав водителей СИМ за пьяную езду, о чем “Ъ” рассказывал. Резонанс теме придали недавние инциденты в Санкт-Петербурге. 3 июня девушка на электросамокате сбила 11-летнего мальчика (с травмой руки попал в больницу) и скрылась с места происшествия. Против нарушительницы заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). СК по Петербургу также расследует дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), в рамках которого в офисе одного из операторов кикшеринга прошли обыски. Доля пострадавших в происшествиях с участием СИМ детей ежегодно растет на 2–3%, заявил во вторник замдиректора по клинической работе НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Александр Брянцев.
Московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) во вторник также представил данные об аварийности: число происшествий с участием СИМ в столице в 2021 году выросло на 71%. 43% из них — с участием курьеров из служб доставки. В 60% аварий участвовали СИМ мощнее 250 ватт. ЦОДД советовал Минтрансу придать электросамокатам статус транспортных средств и запретить выезд на проезжую часть пользователям на моноколесах и других СИМ с гироскопической стабилизацией.
В более ранней версии поправок Минтранс предлагал ввести отдельное регулирование и запреты также для пользователей обычных (не имеющих электромотора) самокатов, роликов и скейтов. Но они сохранят статус пешеходов. Такое решение принято после дискуссии транспортного ведомства с МВД, рассказал Владимир Луговенко. Документ также вводит новые дорожные знаки, запрещающие катание на СИМ на территории пешеходных зон или у ТЦ. После принятия поправок к ПДД должны быть приняты корреспондирующие изменения в КоАП с санкциями для нарушителей, заметил господин Луговенко.
Операторы кикшеринга во вторник обнародовали собственные планы по обеспечению безопасности движения. Соучредитель компании Whoosh (30 тыс. электросамокатов в РФ, из них 7 тыс. в Москве) Олег Журавлев рассказал, что компания вводит зоны принудительного (программным способом) ограничения скорости до 15 км/ч и полного запрета катания (в таких местах самокат можно только катить). В разработке, по его словам, находится технология по автоопределению веса пользователя: мотор не включится при нагрузке менее 40 кг и более 120 кг, что исключит катание маленьких детей и использование СИМ вдвоем. Whoosh планирует внедрить систему анализа манеры езды, которая будет отслеживать езду на электросамокатах с пробуксовкой и по кругу, также прорабатывается вариант бесплатной страховки для пользователей (сейчас это платная опция), которая будет аналогична ОСАГО. Глава ассоциации операторов кикшеринга Дмитрий Петрожицкий рассказал о создании единого «черного списка неблагонадежных пользователей» электросамокатов, который позволит заблокировать доступ к сервису «хулиганам». Он считает, что на электросамокатах должны быть номера, чтобы их могли считывать дорожные камеры. Ранее с подобной инициативой выступил СПЧ.
У всех сервисов кикшеринга самокаты легче 35 кг, сообщила представитель URent. В компании говорят, что «давно предлагают» ограничить скорость в городе до 20 км/ч: «Это достаточно быстро и в то же время безопасно. Но не все коллеги по рынку нас в этом поддерживают». Предлагаемая мера по ограничению на поездки в парках и вблизи ТЦ приведет к снижению выручки сервисов аренды электросамокатов, считает издатель «Трушеринга» Юрий Николаев.
«Пока кикшеринг не стал транспортом "последней мили", и значимая часть поездок совершается в развлекательных целях. Чаще всего это происходит именно в парках. Это негативно скажется на выручке операторов, во всяком случае в краткосрочной перспективе, но вряд ли это убьет бизнес»,— рассуждает господин Николаев.
Поправки к ПДД дорабатываются и будут согласовываться с МВД. Документ ранее не смог преодолеть фильтр «регуляторной гильотины» в аналитическом центре при правительстве. Кроме того, решением Белого дома в ПДД невозможно внести какие-либо изменения (“Ъ” рассказывал об этом) — правила нужно переиздавать целиком. МВД и Минтранс пытаются решить эту юридическую проблему.