Рука Италии
Елена Стафьева о завершении проекта Fendi Hand In Hand
Римский дом Fendi создал серию сумок, фактически воссоздающую ремесленную карту Италии,— а это со всех точек зрения нужное и актуальное дело
Tarsia sorrentina, инкрустация по дереву, сложная техника составления картинки и узора из кусочков дерева разных пород и разного цвета, существует с раннего Средневековья, с VI–VII вв. Это искусство культивировали бенедиктинские монахи, потом оно процветало в мастерских Сорренто, когда подробными реалистичнейшими картинами из деревянной мозаики украшали все — от створок шкафов и столешниц до картинных рам и шкатулок для украшений. Предметы с интарсией до сих пор сохранились тут в каждой семье, а в старой части Сорренто, в самом плотном переплетении узких улиц, есть Музей интарсии, наполненный уникальными вещами и похожий на волшебную пещеру.
И вот эти прихотливо изогнутые и переплетенные цветы и листья, повторяющие мраморные узоры неаполитанских барочных церквей, появились на сумке Fendi Baguette — они выложены из светлого кленового дерева на темных панелях из шпона бриара. Работу эту для Fendi выполнила Stinga Tarsia, семейная мастерская, где третье поколение занимается интарсией — их магазин стоит на Via Luigi de Maio, примерно в той же части старого города, что и Музей интарсии. Эта сумка — часть проекта, который Fendi назвали Hand In Hand и которому они посвятили два последних года.
Сильвия Вентурини-Фенди, художественный директор Fendi, говорит, что, начиная Hand In Hand, она хотела найти в каждом итальянском регионе лучших ремесленников, занимающихся традиционными декоративно-прикладными техниками, а в будущем собирается развернуть этот проект на весь мир. Первый Baguette из серии Hand In Hand был показан во время дефиле pret-a-porter FW 20/21 — он был выполнен во флорентийском ателье Peroni, которое полностью вручную делает небольшие предметы из кожи, традиционным методом формовки, cuoio artistico fiorentino, без единого шва. Каждый Baguette в этом проекте выпускается в количестве 20 штук, и в каждом на внутреннем кармане золотом вытеснено название ателье, его сделавшего, место, где оно расположено, и лого «Fendi Hand In Hand».
За два года в Hand In Hand выступили уже все 20 итальянских регионов; «багет», сделанный в этом году в Сорренто, представляет Кампанию.
Среди регионов этого года есть еще, например, Эмилия-Романья, и тамошний Baguette сделан в Равенне, в мастерской Akomena Spazio Mosaico, которая существует с конца 1980-х — и, конечно, это ремесленная традиция великих равеннских мозаик. Типологически эта работа близка той, что сделана в Сорренто: если там мы узнаем узоры, которыми покрыты полы, алтари и парапеты барочных церквей Кампании, то здесь — восьмиконечные золотые звезды, которыми выложены своды цвета ночного неба в мавзолее Галлы Плацидии, самые ранние из дошедших до нас мозаик Равенны. Сделаны они из кусочков стекла tesserae, покрытых золотой или серебряной фольгой.
Но есть и работы без такого большого художественного контекста, сугубо декоративно-прикладные, но ничуть не менее интересные. Например, сумка из региона Трентино-Альто-Адидже сделана в редкой и причудливой технике, которой украшают традиционный альпийский костюм, Tracht,— вышивки павлиньими перьями, Federkielstickerei. Для нее используется не многоцветное переливающееся опахало, а белый гибкий стержень пера, которым и создается узор в предварительно перфорированной коже. Третье поколение ателье Federkielstickerei Thaler украшает так ремни, обувь, седельные сумки — а теперь на черном кожаном «багете» его мастера вышили тирольские узоры из горных цветов.
Весь этот фольклорный шик по большей части связан с вышивкой, ткачеством и плетением кружев. Например, сумка из Базиликаты сделана в традиции ажурной вышивки, которую в Анци, крошечном городе на холмах Потенци, с 1950-х годов возрождают монахини, сестры-салезианки. По льну, беленому или натурального цвета, делается ажурная вышивка, часть ткани вырезается, а затем яркими разноцветными хлопковыми нитями вышиваются цветы. Для Hand In Hand эту работу сделал местный женский коллектив Ma.Ma Creazioni — получилась тонкая ажурная оболочка из небеленого льна с букетами шиповника, маргариток, фиалок и ландышей в кружевных завитках, а под ней — Baguette из белой кожи Cuoio Romano с классической застежкой в виде двух букв FF, прошитой стежками Sellerissima.
Нежнейшим получился Baguette из провинции Фриули—Венеция-Джулия. Там исторически, с XVIII века, делают жаккардовые льняные и хлопчатобумажные ткани. С Fendi сотрудничала семейная ткацкая мастерская Carnica Arte Tessile из Карнии. На старинных семейных ткацких станах из европейских льняных и египетских хлопковых нитей вытканы местные цветы, цветы Карнийских Альп — чертополох, горные лилии, альпийский синеголовник. Сверху сумка порыта сеткой из бежевой кожи Cuoio Romano с той же строчкой Sellerissima — и это сочетание белого, голубого и бежевого выглядит чудесно и очень по-летнему.
Проект Hand In Hand — в своей итальянской части, по крайней мере, на этом завершен, и надо сказать, что он хорошо вписывается в сегодняшнюю повестку — поддержка традиционных ремесел, продвижение локальных компаний, ручной труд и slow luxury. Но повестка эта для люкса, особенно итальянского, не просто дань социокультурной моде — итальянский люксовый мир выстроен вокруг престижа ручного труда, уникальности декоративных техник и неповторимого разнообразия ремесленных традиций. Во всем этом — корни и самой компании Fendi, начинавшейся почти 100 лет назад как скорняжная семейная мастерская. То, что Fendi так изобретательно отдает им дань, очень радует. Ну и еще одна важная характеристика, исконная и смыслообразующая для настоящего люкса, тут всячески подчеркнута — уникальность. Надо ли говорить, что это еще и вещи, в которых есть и красота, и экстравагантность, и очень итальянская радость жизни.