Инфраструктура в обмен на долги
На поддержку за счет реструктуризации кредитов регионам претендуют проекты на 1,2 трлн рублей
Для поддержки инвестиционных проектов, создание инфраструктуры для которых разрешено финансировать за счет средств, высвобождающихся у регионов при реструктуризации бюджетных кредитов, уже отобрано 236 проектов на 1,2 трлн руб. Соглашения о реализации таких проектов Минэкономики планирует подписать с губернаторами в июле. Власти регионов отмечают, что такая мера повышает инвестиционную привлекательность территорий и снижает размер долга. Эксперты полагают, что процесс снижения долговой нагрузки во многом будет зависеть от финансовой политики самих субъектов.
Правительственная комиссия по региональному развитию отобрала 236 инвестпроектов в 42 субъектах РФ с общим объемом планируемых инвестиций 1,2 трлн руб. Речь идет о проектах, на инфраструктурное обеспечение которых можно будет направить средства, высвободившиеся у регионов из-за снижения выплат по бюджетным кредитам центра. Как сообщили “Ъ” в Минэкономики, первые соглашения о реализации таких проектов начнут подписываться в июле.
По оценке ведомства, в рамках этого механизма планируется создание более 700 объектов инфраструктуры, на строительство которых регионы направят 85 млрд руб.
Напомним, по решению федеральных властей средства, которые высвобождаются в 2021–2024 годах у регионов в результате продления реструктуризации бюджетных кредитов до 2029 года, могут направляться на инфраструктурную поддержку инвестпроектов (в течение этого года еще и на преодоление последствий пандемии, и на компенсацию снижения региональных доходов). Речь идет о 422 млрд руб., которыми субъекты смогут воспользоваться до конца 2024 года. Впоследствии долг регионов будет уменьшаться на сумму налогов, которые такие инвестпроекты принесут в федеральный бюджет.
По словам главы Минэкономики Максима Решетникова, сейчас из названной суммы остаются доступными более 300 млрд руб.
Среди примеров — проект комплексной жилой застройки в Саранске, рассчитанный до 2025 года. На него из регионального бюджета планируется направить 85 млрд руб. на строительство сетей теплоснабжения. В итоге, как поясняет врио главы Мордовии Артем Здунов, долг региона должен уменьшиться на ту же сумму за счет налогов, которые этот проект принесет в федеральный бюджет. «Новый механизм позволяет одновременно повышать инвестиционную привлекательность региона и сокращать размер госдолга»,— отмечает он. Карелия предложила проекты в области информационных технологий, туризма и камнеобработки: в 2022 году, по словам главы республики Артура Парфенчикова, на строительство обеспечивающей инфраструктуры планируется потратить 1 млрд руб.
Директор центра экономики регионов Центра стратегических разработок Марат Фаттахов отмечает, что эта мера позволит одним «выстрелом» снять инфраструктурные ограничения и помочь инвесторам реализовать свои проекты, а также стимулировать регионы к созданию наиболее благоприятных условий ведения бизнеса. При этом, говорит он, «хороших проектов, которые могут претендовать на правительственную поддержку немного, а наибольший эффект вероятен при реализации крупных инвестиционных проектов».
Эксперты предупреждают, что программа накладывает на регионы и обязательства — найти средства на реализацию инвестпроектов, а также ввести заявленные объекты в срок.
«Регионам, слабым в финансовом отношении, это будет тяжело: они вынуждены свои ресурсы тратить на финансирование текущих обязательств»,— полагает ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. Успешность снижения долговой нагрузки, по его мнению, будет зависеть от того, как будут выстраивать свои финансы сами регионы в 2021 и в последующих годах: «Средства, которые регионы направят на реализацию инфраструктурных проектов, могут быть найдены, в том числе и за счет заимствований в разных формах».
По данным Минфина, на 1 мая 2021 года объем госдолга субъектов РФ составлял 2,44 трлн руб., из этой суммы на бюджетные кредиты центра приходилось 1,105 трлн руб. Таким образом, 422 млрд руб. высвобождаемых средств — это 38% бюджетных кредитов регионов, или 17% их общего долга.