Перрон останется
Здания автовокзалов в Удмуртии выставили на продажу
На Авито появились объявления о продаже и сдачу в аренду девяти зданий автовокзалов и автостанций Удмуртии. Указывается, что у будущих собственников будет обременение в виде необходимости сохранения части территории под кассы и зал ожидания пассажиров. В ООО «Автовокзалы Удмуртии» говорят, что на работу вокзалов и расписание автобусов это не повлияет. Эксперты отмечают, что основной причиной продажи автовокзалов может быть их нерентабельность из-за большой площади и сокращения пассажиропотока.
Девять зданий автовокзалов и автостанций Удмуртии решили продать или сдать в аренду. Объявления об этом появились на Авито. Владельцев помещений ищут для автовокзалов в Воткинске, Сарапуле, Глазове, Можге и Грахово, а также для автостанций в поселке Игра и селах Малая Пурга, Селты, Нылга. Самое дешевое помещение в селе Нылга продается за 2,6 млн руб., самое дорогое в Глазове — за 101 млн руб.
Здания принадлежат ООО «Автовокзалы Удмуртии». В компании планы по продаже и сдаче в аренду помещений не подтвердили, но и не опровергли, как и не назвали причину такого решения. В официальном письме на запрос “Ъ-Удмуртия” генеральный директор компании Сергей Зайнуллин ответил:
«Закрытие или ограничение работы автовокзалов и автостанций не планируется, вне зависимости от проведения любых коммерческих операций. Деятельность автовокзалов и автостанций будет осуществляться в прежнем режиме».
О том, что автовокзалы закрываться не будут, “Ъ-Удмуртия” подтвердили и по телефону, указанному в объявлении на Авито. «Оставить часть площади под автовокзал – обязательное условие. И размеры должны быть комфортны для автостанции, иначе продажи просто не будет. Сейчас размеры не установлены, это будет обсуждаться индивидуально»,— пояснил собеседник.
По данным «Спарк-Интерфакс», собственником ООО «Автовокзалы Удмуртии» является предприниматель и депутат Госсовета Удмуртии Алексей Малюк (100%). Компанией он владаеет в том числе и через ООО «СХК». Приватизация ОАО«Автовокзалы Удмуртии» завершилась в 2012 году. Тогда собственником стало ООО «Центртранссервис», до 2018 года «Автовокзалы Удмуртии» принадлежали ООО «Региональная транспортная компания» известного предпринимателя Виктора Хорошавцева. Выручка «Автовокзалов Удмуртии» в 2020 году составила 85 млн руб., чистая прибыль — 4 млн руб.
В аренду также сдается помещение ижевской Южной автостанции. В 2017 году площадь станции сократили и часть помещения арендовал магазин «Магнит». Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев, изначально автостанция строилась на пассажирооборот в 5 тыс. человек, но поток людей сократился. «Пассажиров на Южной автостанции уже не так много. Теперь там проходит где-то 500 человек в сутки. Это не покрывает тех расходов, которые уходят на содержание большого зала автостанции. А у "Магнита" проблема была с тем, что основная доля их продаж — алкоголь. Но закон запрещает продавать его на автостанциях и автовокзалах. Поэтому площадь автостанции снова пустует»,— объяснил чиновник.
Министр заверил, что даже если здание автостанции где-то в республике закроется, то можно будет открыть новое. Министерство уже получило предложение от АО «РЖД» перенести автовокзалы и автостанции в здания железнодорожных вокзалов, где это возможно. Так, под одной крышей автостанцию и железнодорожный вокзал уже разместят в Можге, сейчас идет строительство.
Устаревшие автовокзалы — главная причина, почему эти здания продают и сдают в аренду, считает председатель регионального отделения общероссийского объединения пассажиров Наиль Зиятдинов.
«На сегодняшний день в Удмуртии практически нет ни одного автовокзала, который бы соответствовал современным требованиям. Они как были еще в советское время построены, так они и находятся в этом состоянии. Автостанции в таком упадке, что от них действительно проще избавиться. Когда собственник понимает, что не покрывает какие-то затраты, то избавляется от лишних площадей. Проще их содержание передать арендаторам или просто продать их. Это чистая экономика, тут никакой заботы о пассажирах нет»,— сказал господин Зиятдинов.
Сложности с самоокупаемостью автовокзалов отмечает и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, сокращение площадей автовокзалов и их закрытие — общая тенденция по всей стране. «Дело в том, что зачастую здания автовокзалов находятся на балансе муниципальных властей, а денег на их содержание и развитие не хватает. Сделать самоокупаемыми автостанции в регионах не всегда возможно — муниципальный транспорт должен удерживать низкие цены на поездки. Потому часто площади автовокзалов сдаются арендаторам, которые открывают здесь кафе или магазины»,— рассказал господин Сигал.
Эксперт также заметил, что растущие затраты на содержание личного автомобиля заставляют многих людей снова пересаживаться на общественный транспорт. Так что, возможно, автовокзалы в регионах скоро получат новую жизнь.