Разъяснили на троих
Минстрой, Минфин и ФАС напомнили условия пересмотра госконтрактов из-за роста цен
Минстрой, Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в условиях продолжающегося роста цен на строительные материалы сообщили регионам о возможности пересмотра госконтрактов в случае, если такое удорожание влечет за собой невозможность их исполнения. Появление письма объясняется как сложившейся не в пользу подрядчиков практикой, так и тем, что законопроект с подобными изменениями не был в итоге согласован. Участники рынка полагают, что письмо регуляторов полностью проблемы исполнения обязательств не решит, так как под обозначенные в нем требования попадают только 10% заключенных за год контрактов.
Письмо Минстроя, Минфина и ФАС разъясняет региональным властям порядок изменения «существенных условий» госконтрактов (к ним относится и цена). Поясним, необходимость в корректировке контрактов возникает в силу того, что при удорожании стройматериалов (в мае рост цен на них составил 16,4% в годовом выражении) подрядчики, строящие объекты по госзаказу, терпят убытки — поскольку цена таких контрактов определяется на весь срок их исполнения. По представленным ранее Минстроем оценкам, при объеме госинвестиций в объекты капитального строительства в 846 млрд руб. в 2021 году только за счет роста цен на металл отрасль рискует потерять 42 млрд руб.
В своем письме ведомства разъясняют, что закон о контрактной системе (44-ФЗ) допускает возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон — в случае возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
Допускается подобная корректировка, если соблюден ряд условий: цена контракта должна превышать 100 млн руб., а срок — 12 месяцев. Кроме того, изменение условий контракта не должно привести к увеличению его срока и цены более чем на 30%.
Также требуется письменное обоснование такого решения.
Отметим, что такое разъяснение можно рассматривать, скорее, как предоставление подрядчикам, столкнувшимся с трудностями, дополнительных аргументов в споре с заказчиками. На практике изменение цен не считается непредвиденным обстоятельством — суды зачастую исходят из того, что, вступая в договорные отношения, стороны должны прогнозировать экономическую ситуацию, а значит, не могут и исключать вероятности роста цен.
Как отмечают в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ), разъяснение не позволяет полностью решить проблему роста стоимости стройматериалов. По данным объединения, за год более 90% контрактов было «расторговано» со сроком менее одного года и стоимостью менее 100 млн руб.— соответственно, под перечисленные в письме критерии они не попадают. «В связи с этим необходимо прорабатывать вопрос о внесении изменений в 44-ФЗ»,— считают в НОСТРОЙ.
Ранее как раз такой законопроект разработал Минстрой, предложив предусмотреть в 44-ФЗ возможность пересмотра условий контракта, заключенного минимум на год, в случае роста цен хотя бы на одну позицию — если это приводит к удорожанию стоимости строительства более чем на 5% и к связанной с этим невозможности исполнения контракта. Однако эта инициатива не была поддержана Минфином. Как пояснили “Ъ” в ведомстве, внесение дополнительных изменений в 44-ФЗ не требуется — предусмотренные законом меры позволяют изменять цены контрактов, если их дальнейшее исполнение невозможно, в том числе из-за роста цен на материалы. Минимальный размер цены контракта, добавляют в Минфине, при этом может быть изменен по решению правительства.
В Минстрое сообщают, что работают над стабилизацией цен на рынке. В частности, ведется мониторинг для принятия оперативных решений в целях недопущения необоснованного роста цен на строительные ресурсы. Кроме того, добавляют в ведомстве, «продолжается проработка решений в части возможных действий при существенном повышении цен на стройматериалы».