«Американские регуляторы заинтересованы в том, чтобы было много бизнеса»
Виктор Ремша, основатель и владелец группы «Финам»
Как найти свою нишу на фондовом рынке США и в других странах, “Ъ” рассказал основатель и владелец группы «Финам» Виктор Ремша.
— Российские брокеры почти не представлены на фондовом рынке США. Но у вас есть Score Priority Corp., а с октября 2020 года — Lime, специализирующийся на обслуживании алготрейдеров. Почему?
— Раньше, как и многие наши коллеги, мы открывали брокера в иностранной юрисдикции для продолжения российского бизнеса. То есть развивали бизнес, который тесно связан с российскими клиентами, заинтересованными в инвестициях в США. В этот раз мне хотелось начать что-нибудь фактически с нуля и делать то, что исходно направлено на всех клиентов — российских, американских, азиатских и так далее. Вектор развития понятен: больше возможностей, больше рынков, больше инструментов. Но, как и любой новый бизнес, проект стартует не очень просто. Многие задачи решены, сейчас находимся на важном этапе формирования костяка команды.
— Но зачем понадобился второй брокер?
— Score Priority Corp.— компания с лицензией и небольшим по американским меркам числом розничных клиентов. Lime работает с институциональными клиентами. Он специализируется на высокочастотной торговле, за счет чего делает около 1% оборота всего американского фондового рынка. Первого брокера мы купили несколько лет назад. Это был совсем небольшой бизнес, всего несколько клиентов. Для меня он стал маленькой песочницей, в которой мы проводим изыскания, эксперименты. Последнее приобретение — это расширение линейки, в дальнейшем планируем перевести его на поле ритейла.
Мир меняется, и финансовый рынок становится более демократичным. Все последние тенденции, будь то Reddit, создание более свободных форм выхода на рынок (SPAC), активное развитие криптовалют, говорят о том, что крупные участники, брокеры и банки, играют все меньшую роль. Розничные инвесторы начинают играть большую роль. Присоединяя Lime, мы открываем дорогу для быстрой торговли для розничных клиентов.
Мы исходно использовали и продолжаем развивать доступ к различным пулам ликвидности, другим рынкам, классам продуктов, разрабатываем новые маршруты для торговли. Фондовый рынок — это не только фьючерсы и опционы с энным количеством составляющих, но и альтернативные продукты. Мы стали акционером LendingClub, где уже появляются секьюритизированные продукты по участию в капиталах непубличных компаний. Инвестировали в LendingRobot, которая создает широкий спектр решений в сфере альтернативных инвестиций, которые будут доступны и для квалифицированных инвесторов в России.
— Простыми решениями для инвесторов занимаетесь?
— Мы даем и простые формы для инвестирования — однокнопочные или коробочные сервисы. Сейчас ведем работу над уникальными продуктами, связанными с изучением и диагностикой инвестиций человека и выработкой правильного маршрута. Есть категория людей, которые не готовы до конца принимать самостоятельные решения. Для них нужен правильный пошаговый маршрут, который ведет к успешным инвестициям.
При этом мы рассчитываем на постепенный рост понимания качества инвестиций и инструментов. Наш подход: нельзя оставлять клиента один на один с рынком, но мы должны помогать ему становиться более самостоятельным, умным инвестором. Чем хорош фондовый рынок — там никогда не заканчиваются инновации. Мне хотелось бы создать диверсифицированный спектр инструментов, чтобы удовлетворить все потребности людей, которые хотят больше, чем просто покупать акции и облигации.
— И вы хотите разработать некие альтернативные продукты и предложить уже розничным инвесторам?
— На сегодняшний момент стирается грань между институциональными клиентами и розничными. Те возможности, которые доступны традиционно институциональным клиентам, сейчас могут стать доступны и розничным, в частности участие в капитале непубличных компаний, например, через SPAC.
Рынок доступа к сделкам с состоявшимися компаниями активно развивается, появляются площадки, которые интегрируют розничных инвесторов в пул ликвидности, такие как Carta и Zimbato, к ним мы сейчас подключаемся. Розничные инвесторы сейчас объединяются в группы, и мы с ними работаем. Зачастую «обычные» инвесторы переходят в статус профессиональных asset-менеджеров. И уже не дяди в галстуках принимают решения, куда инвестировать, а сами люди.
— Когда ваши компании начнут работать с розничными инвесторами?
— Ограниченному кругу клиентов услуги уже предлагаются в пилотном проекте, массово стартуем к началу осени.
— Эти услуги будут рассчитаны только на американских инвесторов?
— Для клиентов из любых юрисдикций, в том числе и из России, Азии, Китая.
— Российские брокеры указывают на то, что в США тяжело работать с розничными клиентами из-за серьезной регуляторной нагрузки, как вы справляетесь?
— Эти страхи преувеличены. Американские регуляторы заинтересованы, чтобы было много бизнеса и он был разным. Это полностью бьется с нашей концепцией. Мы также заинтересованы, чтобы наши клиенты жили с нами вечно и не попадали в неприятные ситуации. Безусловно, без риска ничего не бывает, и американский регулятор это прекрасно понимает. На сегодняшний момент особых проблем нет.
— Ваш американский бизнес как-то связан с российским?
— Конечно, он связан с теми бизнесами, которые есть у нас и в России, и в Европе, и частично в Китае. Задача сделать создаваемые возможности и инструменты доступными на всех рынках. В США сейчас работает не очень большая команда, но она растет, формируется ядро для развития бизнеса. Конечно, она учитывает и российские разработки, здесь у нас сильная база. Зачастую нерационально дублировать решения, идет активный обмен идеями и технологиями. Есть амбициозные планы по White label — продаже наших возможностей другой компании без упоминания нашего имени.
На американском рынке существуют очень крупные компании. За счет последних объединений их осталось меньше десятка, и существует огромная пропасть между гигантами и небольшими брокерами, которые совершенно не готовы развиваться в технологическом плане. В этом мы видим нашу нишу. Мы идем от профессионального к полупрофессиональному подходу к трейдингу, а затем и в сторону ритейла.
— У вас разработано мобильное приложение?
— Безусловно, от этого никуда не деться. Сейчас оно предназначено в основном для торговли, но мы сделаем из него инвестиционный суперапп — это будет и доверительное управление, и адвайзинг, и банкинг. Мы с партнерами уже стали акционерами небольшого американского банка, имя не хочу сейчас называть, на базе которого будем предлагать банковские услуги.
— Сколько человек работает в американском брокере?
— Около пятидесяти.
— Вы планируете еще покупки компаний?
— Не обязательно покупать, можно быть партнерами, особенно это касается разных проектов финтеха. В частности, мы сейчас в партнерстве работаем над запуском бета-версии магазина финансовых решений, где есть решения третьих сторон по аналитике, отслеживанию сигналов рынка. В США эта индустрия очень развита. Люди для принятия инвестиционного решения подписываются на разного рода аналитические продукты.